Известный американский палеонтолог П. Уорд в известных работах1 2 выделяет в истории жизни нашей планеты три великих события, связанных с вымиранием живых организмов.

Первое произошло на границе палеозоя и мезозоя, когда погибло до 90% видов, населявших Землю. Причиной этого был один из суровых ледниковых периодов.

Второе – на границе мезозоя и кайнозоя, когда вымерли динозавры. Здесь причина по большей части связана вначале с развитием интенсивной вулканической деятельности в период раннего и позднего мела, которая завершается резким похолоданием на рубеже 90 млн. лет назад. Причину наступления ледников в это время, вероятно, необходимо искать в деятельности вулканов, которые выбрасывали громадное количество вулканических газов и пыли. Пыль поглощала значительное количество тепла, и климат изменился, вызвав вымирание крупных динозавров. Связывать гибель динозавров с падением крупного метеорита на Землю, нет достаточных оснований.

Третье вымирание связывается с деятельностью человека, начавшейся около 15 тыс. лет назад и ставшей в последствии не то прямой, не то косвенной причиной нынешнего вымирания… Речь идет о вымирании значительного количества видового состава под влиянием хозяйственной деятельности человека.

В последнем случае Уорд считает, что вымирание возможно из-за жадности человека. А точнее из-за его биологической (звериной) сущности, если использовать терминологию в палеонтологическом смысле. Поскольку в нем животное начало довлеет. Мол, человек берет из природы гораздо больше, чем ему необходимо, и ее же, природу, безжалостно загрязняет. Также автор указывает, что в настоящее время под натиском цивилизации ежечасно исчезают три вида живых существ (!). Человек ускорил процесс вымирания в 10 000 раз по сравнению с естественным темпом. Его воздействие на биосферу уже сравнимо с падением на Землю гигантского метеорита. К моменту появления человека жизнь на Земле достигла своего наивысшего разнообразия, которое теперь на глазах гибнет.

Итак, разберемся по порядку.

Во-первых, вымирание видового разнообразия, как видим, до человека было связано с естественными причинами. Но почему-то в эпоху появления человека причину сокращения видового состава живых организмов нашли именно в нём, когда человек добился такого скачка в социально-экономическом, технологическом и культурном развитии… Здесь срабатывает стереотип, утверждающий, что хозяйственная деятельность в биосфере выше энергетического потенциала биосферы уже не способной восстанавливать свои качества, в том числе и биоразнообразие. Другими словами, доминирует в сознании выброшенный на свалку мировоззренческих концепций тот же антропоцентризм. Правда, приобрел теперь новое качество, поскольку человек не может уже олицетворять себя с центральной фигурой мироздания, но зато оказался способен стать над биосферой и воздействовать на ее механизмы с помощью достигнутого прогресса и обладанием возможности менять функцию жизненной оболочки Земли.

Во-вторых, великое завоевание современных «страшилок» заключается в том, что, благодаря им, мы в себе (людях) увидели, насколько еще много в нас от животных, если животные инстинкты (жадность в потребительстве во всем, включая потребление природных ресурсов) в человечестве преобладают над разумностью и необходимой самодостаточностью развития. Мы еще воюем (как предки за лишний кусок еды) между собой, но уже за обладание территориями, ресурсами, технологиями, знаниями, за верховенство идеологий, породили внутривидовой террор (который отсутствует у животных) и т.д. Но поскольку мы это замечаем, следовательно, еще не все потеряно. В обществе всегда найдутся здоровые силы, которые смогут вывести человека на путь осознания его места в природе. Не над ней, а в ней и только с ней. Цивилизации не исчезают со сцены развития. Они замещаются другими, более искусными, технологичными, социально ориентированными, образованными, культурными.

В-третьих. Нет никаких признаков сокращения вида Homo sapiens. Напротив, численность его продолжает расти с признаками выхода на полочку стабилизации численности народонаселения. Стало быть, в рамках законов эволюции, природа до сих пор не является сдерживающим фактором развития и существования на нашей планете возможно единственной разумности, способной изменять окружающую природу, изменяясь самой. Следовательно, в биосфере нет критических условий, которые бы поставили преграду устойчивости сосуществования «разумности человека» и дикости природы. А их соразвитие делает нашу Землю не просто пристанищем жизни, но колыбели разумности, как бы это не звучало странно в неразумности поступков, которые совершает человек. Но его «свершения» базируются на придуманных экономистами субъективных законах рынка3, которые животное начало в людях измеряют деньгами и потреблением, стимулируя ту же науку, технологии, образование и…, как ни странно, культуру. Только общественное и естественное в человеке теперь выступают не в противоборстве, а в соразвитии. Периодичность и новизна общественных законов подстраиваются под периодичность верховенства естественных изменений как в человеке, так и природе.

В-четвертых. Несмотря на негативное состояние окружающей среды (которая носит, к счастью не глобальный, а региональный, даже скорее локальный характер), средняя продолжительность жизни людей растет! Строго в соответствии с уровнем социально-экономической и технологической их защищенности. А как только снимается избыточная нагрузка на среду обитания, при благополучии населения, среда восстанавливает свои качества, и мы можем сегодня созерцать девственные красоты природы и отдыхать по турпутевкам в местах, где голубая планета отвечает своему названию, не видится нам дикостью. Облагороженными уголками планеты человеку хочется восхищаться, находиться в окультуренной им природе, не заботясь о пище и питье, что тебя съедят полчища москитов. Стало быть, природа, при снятии с неё нагрузки, восстанавливается! Её ассимиляционный потенциал не нарушен. Это в сознании людей «золотого миллиарда» хочется и сытости, и развлечения на лоне природы, и чтобы не мельтешили перед глазами бедные и нищие… Потому стимулируют глобальные мифы и утопии, призывая «денежные мешки» влиять на соразвитие природы и человека.

В-пятых. Говорят уже, что человеку не хватает места на Земле. Заблуждение! Мы показали это в одной из вышеприведенных глав по проблемам численности народонаселения. Наша планета не только не является перенаселенной, она ещё не заселена. Сколько существует пространств, где человек может существовать в комфортных условиях, если свою деятельность направит не на разрушение, но созидание. Это не только незаселенные пространства высокоширотных зон, горной местности, пустынь и полупустынь, но и пространства мирового океана. Пространства, куда мы прячем коммуникации (под землю), где с помощью развитых технологий можно разместить различные виды производств, освободив поверхность планеты от промзон, перерабатывая при этом отходы, являющиеся ценным сырьем, в том числе минеральным. Эти пространства гораздо удобнее, экономичнее для жизни, чем космос, который нам всё равно придется осваивать, как когда-то человечество осваивало незанятые территории Земли.

В-шестых. Ученые говорят о том, что любой из биологических видов существует не более 1 млн. лет, а в условиях ускоренного развития для Homo sapiens исследователи отводят срок не более 200 тысяч лет, а некоторые – еще меньше, до 2000, а то и до десятков лет… Утопия! Подобные сравнения не имеют смысла. Поскольку разум способен влиять не только на среднюю продолжительность жизни, что невозможно подвергать сомнению, но генетика уже способна разобраться в геноме человека и приступить к корректировке его существования в биосфере на генетическом уровне. И хотя есть опасения, что человек может собственными руками сотворить себе убийц в форме созданного им же оружия или вирусов4, тем не менее, эти опасения беспочвенны. Известный британский физик С. Хокинг видит задачу человечества в том, чтобы люди оказались конкурентоспособными с машинами, которые создает сам человек. Эту конкуренцию человек может выиграть только с развитием культуры и технологий (генной инженерии). А известный футуролог Джеймс Мартин говорит о том, что между людьми и машинами будет тесное синергетическое партнёрство, в котором компьютеры будут делать то, что лучше умеют именно компьютеры, а люди – то, что умеет они. И этот вывод придаёт больше оптимизма, чем современные экологические утопии.

Пока же мы в поисках смысла жизни и разума считаем себя иногда ничтожеством, замечая то, что мы творим с окружающей средой и природой. Считаем себя мелким и корыстным человечишком, способным на самую великую подлость по отношению к другим людям ради достижения своих амбиций. И это мелкое, подлое и жестокое в человеке заслоняет в нас то великое, что заметила в нас сама природа. И терпеливо, настойчиво пестует в нас мировоззрение с помощью классической культуры уметь выстрадать Надежду на Величие разума и творить Добро. Пестует как мать неразумного дитя, видя дальше него, питая его, направляя его. И наступит День, когда Человек разумностью своей сделает разумным свое Общество, а Вселенная сама будет выступать хранителем разумности.

Да здравствует Человек, который может сомневаться, хлестать себя наотмашь, считать себя ничтожеством на пути понимания того, что творит, но научится когда-то и ценить происходящее, любить созданное собой и Природой, чтобы достичь целей, которых не ставила она сама!

Ссылка

  1. The End of Evolution: Dinosaurs, Mass Extinction, and Biodiversity, by Peter Ward, Weidenfeld and Nicolson, London, 1995. 

  2. Evolution’s Workshop: God and Science in the Galapagos Islands, by Edward J. Larson, Basic Books, New York, 2001. 

  3. Их нельзя называть объективными, поскольку эти законы регулируют субъектные отношения, которые изменяются людьми в зависимости от их развития и мировоззрения на процессы, происходящие в обществе. Они с такой же легкостью могут изменить отношения между людьми, с какой природа расправляется с ними, если они противостоят такому соразвитию с ней. Поэтому, скорее всего, природа сама расправится с заблуждениями человечества по поводу его экологических мифов и утопий. Но лучше, если это сделает само общество с помощью науки и технологий. 

  4. http://www.compulenta.ru/2001/9/3/18413/