Нет никаких оснований принижать роль фотосинтеза в биосфере, который является одним из важнейших механизмов связывания углекислого газа. Углекислый газ не способствует глобальному изменению климата, он жизненно необходим растениям – главным поглотителям углекислого газа. В воздухе его чуть более 0,035%. Более высокая концентрация углекислого газа ускоряет рост биомассы в системе: растения – животные. По элементарным расчетам, зная количество биомассы в биосфере, годовую ее продуктивность и объем поглощаемого СО2 легко рассчитать, что если СО2 перестанет поступать в атмосферу, растения исчерпают его запас всего за десяток лет. После этого все живое прекратит свое существование из-за дефицита именно СО2.
По оценкам американских исследователей, суммарные объемы выделения и поглощения углекислого газа водами Мирового океана в 5 раз превосходят все промышленные выбросы двуокиси углерода. Поэтому, с их точки зрения, проблему парниковых выбросов изучать надо, но ни в коем случае не замедлять темпы экономического развития.
Например, зная количество СО2 в современной атмосфере равное 1,802x1012 т и прибавку его за последние 10 лет на 2% то можно путем несложных вычислений показать, что углекислый газ поглощается растениями настолько, насколько это обеспечивает постоянство биомассы в биосфере в понимании В.И.Вернадского.
Таблица 6.12
Оценки потребления углекислого газа фотосинтезом в современную эпоху1
Автор оценки | На континентах | Океаном | Всего |
---|---|---|---|
Г. Лиэс, Р. Уиттекер | 170 | 80 | 250 |
Г.В.Войткевич | 253 | 88 | 341 |
Сравнив данные оценок потребления углекислого газа фотосинтезом в современную эпоху (таблица 6.12), можно показать, что разница в таких оценках составляет 45,5 млрд.т. Современная ежегодная антропогенная добавка СО2, также с учетом оценок разными авторами, варьирует в пределах 7 – 22 млрд. т в год. Таким образом, современные выбросы СО2 хозяйственной деятельностью человека лежат внутри разности приведенных выше оценок использования СО2 фотосинтезом (45,5 млрд. т). Поэтому нельзя уверенно говорить (как известно существует много попыток построить баланс углеродного цикла) о том, что фотосинтез не может не использовать антропогенную добавку СО2. И если приведенные выше оценки потребления фотосинтезом углекислого газа верны (таблица 2), то мы можем говорить скорее о «голодном пайке» фотосинтеза в биосфере на уровне постоянства биомассы, выраженной через сухое вещество, равной 2,4232x1012 т (баланс между ее образованием и разложением, то есть минерализацией). Это постоянство обеспечивается современным количеством диоксида углерода в атмосфере (0,035%) равным 1,8025x1012 т и неучтенным его количеством на уровне около 0,6x1012 т , участвующим в непрерывных обменных процессах в системе атмосфера – океан – живое вещество.
Поскольку рост концентрации СО2 в атмосфере происходит сравнительно быстро, реально глобальная температура Земли не успевает достичь своего постоянного значения. Отметим здесь, прежде всего, роль мирового океана, как гигантского теплового буфера, стабилизирующего температуру поверхности Земли. Кстати, на полюсах, где влияние мирового океана на формирование температурного режима не столь значительно, происходят более существенные колебания среднегодовой температуры.
Следует еще раз подчеркнуть, что создание строгой количественной модели изменения глобальной температуры, учитывающей наряду с ростом концентрации СО2 в атмосфере Земли аэрозольное загрязнение ее верхних слоев, а также и другие факторы, как инерционность изменения температурного режима мирового океана, представляет собой весьма сложную задачу, для решения которой требуется объединение усилий специалистов самых различных областей научного знания.
Да, человек изменяет лик Земли, но изменяется и сам в познании истории ее развития. Да, он влияет на процессы, происходящие на Земле, но они ничтожно малы (ассимиляционный потенциал биосферы близок к 1,0) по сравнению с массой и энергией участвующих обменных процессов. Мало того, природа «благоволит» развитию человека и будет делать это до тех пор, пока он не перестанет следовать ее законам. Не «бороться» с потеплением, но приспосабливаться к его изменениям в рамках понимания происходящих явлений в биосфере, обладающей инертным механизмом постепенной релаксации своего качества.
Биосфера длительное время существовала и будет дальше находиться в условиях малых флуктуаций температуры поверхности Земли в рамках естественных (под влиянием солнечной активности, жизни и т.д.) и квазипериодических сезонных колебаний температур, связанных с наклоном земной оси. К тому же можно, вслед за Н.Моисеевым2, утверждать, что хозяйственная деятельность человека, являясь подсистемой биосферы, внутренним ее фактором, не может отменить ее свойства (сбалансированность обменных процессов в ней, установившейся в течение длительного геологического времени). Хозяйственная деятельность человека, в крайнем случае, может соразвиваться с биосферой, то есть стать на путь коэволюции с ней. Но обменные процессы в биосфере человек отменить не может. Зато хозяйственная деятельность человека медленно протекающие обменные процессы в биосфере смещает в область быстропротекающих явлений обмена веществом и энергией. Неравномерность размещения производительных сил на Земле ведет к возникновению бифуркаций в обменных процессах атмосферы, что стимулирует увеличение частости и силы стихийных явлений (торнадо, ураганов засух, наводнений). Выравнивание размещения производительных сил по планете, стирание границ в уровне жизни стран будет тем непременным условием сглаживания интенсивности проявления обменных процессов, которые приведут к их стабилизации, в том числе и климата на Земле.