Ухудшение экологической ситуации, связанное с ускоренным развитием мировой экономики, которое дало о себе знать в начале семидесятых годов прошедшего столетия, стимулировало международную элиту к принятию норм международного экологического права, которые бы ограничивали влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

В 1972 году состоялась Стокгольмская конференция, на которой была принята декларация, принципы и план действий по вопросам охраны окружающей среды. Создан ЮНЕП (UNEP) – межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН, ежегодно представляющий свои доклады Генеральной Ассамблее ООН.

В 1985 г была принята Венская конвенция об охране озонового слоя (Россия ратифицировала ее в 1988 г), которая обязывала мировое сообщество принять меры к уменьшению влияния хозяйственной деятельности государств на озоновый слой планеты путем отказа от производства компонентов, разрушающих его и продолжить исследования проблемы появления озоновых дыр, способных нанести вред здоровью человека и живым организмам, населяющим Землю. Положения Венской конвенции были закреплены Монреальским протоколом 1987 г по веществам, разрушающим озоновый слой. С корректировками в него, внесенными вторым Совещанием Сторон (Лондон, 27 – 29 июня 1990 года), четвертым Совещанием Сторон (Копенгаген, 23-25 ноября 1992 года), дополнительно скорректированный Совещанием Сторон (Вена, 5 – 7 декабря 1995 года) и с дополнительными корректировками, внесенными девятым Совещанием Сторон (Монреаль, 15 – 17 сентября 1997 года). Новая демократическая власть РФ под давлением иностранных государств также стала подписантом этого протокола, несмотря на то, что ей это было крайне не выгодно.

В 1992 г в Рио-де-Жанейро прошла конференция, на которой были приняты важнейшие документы:

  • Конвенция о биологическом разнообразии (более 100 стран-участниц, Россия присоединилась в 1994 году). В ней изложены общие требования по охране животных и растений;
  • Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК, UNFCCC);
  • Декларация по окружающей среде и развитию (закрепляющая 27 принципов международного экологического права);
  • Долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе (Повестка дня на XXI век);
  • Принципы по рациональному использованию, сохранению и освоению всех видов лесов.

По итогам данной конференции была создана Комиссия по устойчивому развитию, которая является вспомогательным органом Экономического и социального Совета ООН. Но проблема антропогенного (т. е. вызванного хозяйственной деятельностью человека) изменения климата становится центральной темой «зелёного движения», вызвавшая интерес общественности к этой проблеме во всем мире.

В связи с наметившимися признаками глобального потепления климата Агентство по охране окружающей среды США озаботилось призвать мировое сообщество предпринять серьёзные шаги по его предотвращению. По мнению экологов США и ЕС наиболее результативными должны быть меры, направленные не только на уменьшение выбросов парниковых газов, но и на энергосбережение, а также обеспечение перехода к альтернативным источникам энергии вместо углеводородного топлива. Но переход к альтернативным источникам получения энергии отнюдь не сводился только к сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов. Инвестирование многими мировыми компаниями в производство биотоплива стимулировалось, прежде всего, подскочившими ценами на нефть до рекордно высокого уровня. Большей частью цены на углеводородное топливо «подскочили» по вине тех же США, развязавшими неспровоцированную войну в Ираке под мифическим предлогом наличия у него химического оружия и грозящие санкциями против Ирана также мифическими угрозами с его стороны попытками создать ядерное оружие.

К слову сказать, США сами не очень-то торопятся следовать своим же рекомендациям. Потребляя более четверти мировых ресурсов углеводородного топлива, производя более четверти всех мировых отходов, владея больше, чем четвертью мирового бюджета, эта страна большую часть электрической энергии получают за счет сжигания самого «грязного» в экологическом отношении топлива – каменного угля. Тем не менее, всячески призывали мировое сообщество к сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов и, в первую очередь углекислого газа.

«Озабоченность» мирового сообщества проблемой глобального потепления выразилось весьма активным действием развитых стран по созданию норм международного экологического права. А именно в декабре 1997 года на встрече в Киото (Япония), посвященной глобальному изменению климата, делегатами из более, чем ста шестидесяти стран мира была принята конвенция. Она обязывала развитые страны сократить выбросы CO2 . Принятый, так называемый, Киотский протокол, призвал тридцать восемь индустриально развитых стран сократить к 2008-2012 годам выбросы CO2 на 5% от принятого за базовый уровень 1990 года. В частности, государства Европейского союза должны сократить выбросы CO2 и других парниковых газов на 8%, США - на 7%, Япония - на 6%.

Впервые в мировой практике Киотский протокол предусматривает систему квот на выбросы тепличных газов. Эта система заключается в том, что каждая из 38-ми индустриально развитых стран получает разрешение на выброс определенного количества тепличных газов. Если какие-то страны или крупные транснациональные компании превысят квоту выбросов, то в таких случаях они или компании смогут купить право на дополнительные выбросы у тех стран или компаний, выбросы которых меньше выделенной квоты. Страны, которые не захотят покупать право на сверхнормативные установленные Протоколом квоты, будут вынуждены либо перейти на энергосберегающие технологии, либо на альтернативное топливо. Так в следующие 15 лет предполагается решить проблему сокращения на 5% выбросов парниковых газов.

Принцип схемы торговли квотами на парниковые газы довольно прост. Чтобы выполнить свои обязательства по Киотскому протоколу, страны могут сокращать выбросы внутри своих границ, либо использовать сокращения выбросов в других странах. Другие страны также должны выполнять свои цели по Киотскому протоколу, но использование рыночной системы торговли квотами позволяет достичь сокращений выбросов минимально возможной ценой. Поэтому большинство сокращений происходит там, где эти сокращения дешевле всего реализовать, а «излишние» сокращения могут быть проданы другим странам, где подобные сокращения были бы менее доступны экономически.

В схеме торговли квотами Европейского Союза участвуют все крупные стационарные источники выбросов (46 % от общего объёма выбросов CO2 в странах ЕС), в том числе производители тепло- и электроэнергии, нефтеперерабатывающие предприятия, металлургическая и целлюлозно-бумажная промышленность. Мелкие производители исключаются путём установления пороговых значений (мощность не менее 20 МВт).

Несмотря, на казалось бы, единство стран ЕС в оценке средств борьбы против глобального потепления, наметилась тенденция пессимизма в возможности Киотского протокола решить эту проблему. Даже Т. Блэр, ярый сторонник борьбы с потеплением климата, в конце своей деятельности на посту премьер-министра Великобритании уже не верил в возможность киотских соглашений решить проблему глобального потепления.

К такому же выводу пришли неправительственные экологические организации, в том числе Earth Day Network, которая объединяет 12000 организаций в 174 странах мира. Они посчитали, что соглашение в Киото не решает проблемы уменьшения выбросов парниковых газов, так как предусмотренное Протоколом их сокращение на 5% недостаточно, чтобы остановить глобальное потепление. Потому призвали сократить выбросы как минимум на 60%. Но это означало, что ни одна из 38-ми развитых стран не сможет выполнить эти условия. К тому же такие развивающиеся страны, как Индия и Китай, вступившие на путь высоких темпов экономического роста и вносящие ощутимый вклад в загрязнение атмосферы, не подписали соглашение. Остальные развивающиеся страны также скептически отнеслись к подписанию Протокола, поскольку справедливо считали, что их вклад в парниковый эффект (24%) невелик по сравнению с развитыми индустриальными странами (76%) и принятие условий Протокола только сдержит их экономическое развитие в силу невозможности вкладывать быстро средства в модернизацию технологий сжигания топлива. Развивающиеся страны вообще с настороженностью воспринимают экологические инициативы индустриальных государств. Аргументы просты. Основное загрязнение тепличными газами осуществляют развитые страны. Ужесточение контроля на руку индустриальным странам, так как это будет сдерживать экономическое развитие развивающихся стран.

«Масла в огонь» споров вокруг Киотского протокола подливали многие независимые ученые, которые считали, что существует неопределенность в оценке парникового эффекта, влияющего на глобальное потепление и вызванное хозяйственной деятельностью человека. А это значит, что политики, может быть, поторопились связывать потепление с выбросами парниковых газов со всеми вытекающими последствиями.

Тем не менее, проблема глобального потепления стала стимулятором в использовании энергосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, переработки отходов, чтобы сократить связанные с производством электроэнергии объёмы выбросов парниковых газов. Для крупных энергетических компаний рекомендуется повышать энергоэффективность, увеличивать долю возобновляемых источников энергии и способствовать политике их приоритетного развития. Переходить на более «чистые» виды топлива, включая «безуглеродные», не инвестировать капитал в разработку и сжигание угля и т.д. Бизнесу рекомендовано помимо повышения энергоэффективности и снижения материалоёмкости производства, использовать также возобновляемые источники энергии.

Однако находятся и пессимисты, которые в глобальном потеплении видят чуть ли не крах в развитии человеческого общества, полагая, что потепление уже остановить невозможно. На самом деле трудно даже предположить, что, обладая таким уровнем развития науки и технологий как сегодня, человечество не способно выйти из коллизии, которую само себе и создало. В присно памятные времена ледникового периода, напротив, первобытному человеку удалось не только выжить, но стать на путь стремительного развития технологий, науки и культуры. Выйдет и из создавшейся ситуации, если политики свои действия будут соизмерять, опираясь не на экономическую выгоду «торговли парниковыми газами», а на разум, те же технологии и науку, которая сегодня находится в замешательстве и не способна аргументировано ответить на ряд актуальных вопросов: о причинах потепления (антропогенных или естественных); как долго продолжится процесс глобального изменения климата; к чему это приведет; какова роль политиков и ученых в решении проблем адаптации к изменяющемуся климату или управлению им и т.д. Не исключена возможность, что нагнетаемые «страшилки» последствий глобального потепления кому-то просто выгодны. Тогда это должно рассматриваться в форме ответственности перед всем человечеством в рамках создания новой системы международного экологического права.

В 1997 году подписан так называемый Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата. В нем речь идет о сокращении выбросов парникового газа1 по меньшей мере на 5% (в эквиваленте СО2) по сравнению с уровнями 1990 года в период действия обязательств с 2008 по 2012 год. Россия ратифицировала его, и он вступил в силу в 2006 г. Этот шаг России большинство специалистов рассматривало как политический, поскольку от ее подписания зависела судьба вступления в силу протокола для всего мирового сообщества.

Ссылки

  1. Диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (NO2), гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы (SF4).