Существующие разные точки зрения, преимущественно негативные, о состоянии естественного потенциала биосферы базируются исключительно на эмоциональных аспектах восприятия человеком происходящего в окружающей его природной среде. Часто это порождает скепсис о возможности справиться человеку настоящем и будущем с возникшими экологическими проблемами в условиях все возрастающих темпов экономического развития, требующего большего количества природных ресурсов. Это, как следствие, приводит к возрастающему давлению на окружающую природную среду. Рождаются мифы о грядущих экологических катастрофах, связанных с потерей озонового слоя, потеплением климата за счет все увеличивающихся выбросов парниковых газов и грядущим «всемирным потопом». Возникают разного рода предположения по поводу нехватки в будущем воды, энергетических и минеральных ресурсов, дефицита продовольствия за счет утраты большой части земельных ресурсов и т.д. Но самое главное утверждается мысль о деградации биосферы с одновременной утратой ею функции по поддержанию жизни на Земле. Даже внедряются в сознание обывателя мысли о способности человека уничтожить не только себя, но и саму жизнь.
Авторские оценки о состоянии ассимиляционного потенциала биосферы позволяют сделать вывод о преувеличении возможностей хозяйственной деятельности человека оказывать существенное влияние на ее структуру и функцию. Ассимиляционный потенциал биосферы (на уровне возможных ошибок в выборе оценочных параметров и не учета всего многообразия взаимозависимых переменных) по-прежнему выполняет свои функции по обеспечению сбалансированности круговорота вещества и энергии. Обменные процессы отменить человек не может, стало быть, ассимиляционная функция природы будет выполнять свои функции вне зависимости от того, что будет «творить» человек в природе. Только на это, в силу своей инертности и чувствительности к возмущающим факторам со стороны человека, природе понадобится тем больше времени, чем сильнее будет оказывать давление на неё хозяйственная деятельность человека. Может оказаться и вариант, когда слишком высокий уровень давления на среду обитания, спровоцирует в ней резкое увеличение скорости этих обменных процессов, что, несомненно, заметит человек в изменении состояния окружающей его среды в форме возникающих стихийных бедствий.
Оценка уровня давления хозяйственной деятельности на среду обитания дает основание говорить, что её энергетический вклад остается несущественным по отношению к энергетическому состоянию биосферы, накопившей свой потенциал за миллиарды лет эволюции. Инертность, как способность сопротивляться возмущениям со стороны хозяйственной деятельности человека по массе, времени своего становления и развития, площади распространения и энергии, превышает биосферой ее в миллионы раз.
Природоресурсный потенциал биосферы остается высоким не только в части запасов энергии углеводородов, различных металлов, но и запасов возобновляемых источников энергии ветра, солнечной энергии, эндогенного тепла Земли, водородного топлива (металлогидридов, метаногидратов) и других источников энергии. Относительная доля в общем энергобалансе использования нетрадиционных источников энергии возрастает в развитых странах, а их освоение становится престижным в борьбе за сохранение качества окружающей природной среды, несмотря на значительные экономические затраты и низкий КПД.
Биосфера по-прежнему остается сбалансированной системой, несмотря на все увеличивающееся давление на ее структуру и функцию со стороны человека. А это означает, что обменные процессы в биосфере, в рамках сохранения своего баланса, действительно должны увеличивать свою скорость пропорционально возникающим нагрузкам на основе закона действия и противодействия, на основе принципов синергизма. Скорее всего, изменение климата на Земле является ответной реакцией структуры и функции биосферы на возмущения со стороны хозяйственной деятельности человека, поскольку атмосфера более чувствительна к энергетическим возмущениям, менее инертна, чем гидросфера, а последняя более чувствительна, чем обменные процессы, происходящие в литосфере. При этом не столь важны глобальные изменения (их труднее заметить и вычленить), сколько региональные или даже локальные флуктуации, приводящие к спонтанному изменению направленности и интенсивности обменных процессов в биогеоценозах – элементарных составляющих биосферы.
Возмущения, порождающие амплитуды флуктуаций в биосфере и ее составляющих биогеоценозах, действуют по принципу затухающих колебаний, способных накладываться (по волновому принципу) и приводить к разным локальным последствиям: либо уменьшению, либо к возрастанию амплитуд динамических или энергетических изменений в определенных местах.
Хозяйственная деятельность человека не должна рассматриваться вне структуры и функции биосферы и представлять собой как внешний возмущающий фактор. Он является внутренним, принадлежащим самой биосфере, поскольку человек не может выделить свою деятельность из нее и является не только ее подсистемой, но уже и фактором эволюции, провоцирующим изменение среды. В рамках теории эволюции изменение среды ведет к изменению структуры экосистем. А живые организмы, приспосабливаясь к новым условиям, конкурируют за выживание, но уже в экологической нише человека.
Осознание человеком своего места в природе накладывает на него обязанности не только следовать законам природы, но и делать осознанный выбор в темпах своего развития, сообразуя их с темпами воспроизводства природных ресурсов, качества природной среды в рамках ассимиляционного потенциала биосферы в глобальном плане и ассимиляционного потенциала окружающей среды – в локальном. То есть, следовать сбалансированному природопользованию. В будущем, при условии ликвидации бедности в масштабах мирового сообщества, стабилизации численности населения, решения проблем войны и мира, образования и культуры, использования достижений науки и технологий позволит человечеству использовать энергетический потенциал биосферы и перейти на модель адаптивного природопользования в рамках его коэволюции с биосферой.
Современная мифология и мифотворчество об уничтожимости озонового слоя Земли, глобальном потеплении, перенаселенности планеты, нехватки будущим поколениям природных ресурсов, вызванных хозяйственной деятельностью человека, – показатель кризиса современной культуры в условиях стремительного развития науки и технологий. Этим пользуется политическая элита на разном уровне управления для решения собственных проблем власти, а экономисты и финансисты, с привлечением СМИ, используют «страшилки» для обоснования своей неспособности решать социально-экономические проблемы развития рода человеческого в новых условиях выбора направления устойчивого развития экономики, науки и культуры.