Современные концепции происхождения и эволюции биологической формы жизни, усложнения форм её организации обычно базируются на феноменологизме представления о переходе абиотической формы вещества к биотической в условиях наличия жидкой воды, способствующей запуску механизма обменных геохимических, а затем и биохимических процессов. Определяющими условиями для появления и развития жизни является положение планеты относительно звезды, её размеры, химический состав, отвечающий возможности его эволюции в космохимической связи со звездой, вокруг которой обращается планета. Наличие множества вариантов повторяющихся подобных условий во времени даёт основание говорить о закономерности ( самоорганизации Природы [2, с.147; 3, с.192; 4, с. 39; 7, с. 269; 8, с. 31-43; 9, с. 160-170] от прокосмического уровня (наличия углерода, азота за счёт ядерных процессов синтеза вещества в звёздах) до химической дифференциации вещества в планетах с непрерывным усложнением органики и до образования кластеров, способных эволюционировать к клеточной структуре, автономность существования которой должна включать в себя механизм передачи информации по эстафетному принципу непрерывного усложнения и ускорения обменных процессов.

До образования составляющих органического, а затем и живого вещества важным механизмом является каталитический азотно-углеродный цикл в звёздах, отвечающий за процесс последовательного синтеза более тяжёлых ядер с образованием биофильных элементов: кислорода, фосфора, серы, калия, натрия, кремния — до железа, являющимся пограничным элементом, определяющим переход звёзд к образованию новых и сверхновых, в которых осуществляется синтез ещё более тяжёлых элементов, игнорируемых или ограниченно используемых в последствии живым веществом.

В условиях химической дифференциации вещества в планетах земной группы сценарий появления и развития жизни включает элементы, синтезируемые в звёздах и вовлечённые в галактический и вселенский круговорот вещество под влиянием взаимодействующих планетарных, звёздных и галактических систем [ 7, с. 269].

В планетарном цикле развития важным условием, отвечающим за разнообразие формирования жизненных форм являются не только жидкая (при этом минерализованная, а не пресная) вода, но и неоднородности вещества континентов, разнообразие состава пород и структур минеральных видов, формирующихся за счёт первичной химической дифференциации вещества в заключительную планетеземальную стадию, а затем под действием вулканической активности эволюционирующей во времени и пространстве планеты коры (вначале океанического, а затем и континентального типа). Вулканизм, таким образом, представляет собой не основу зарождения жизни, а лишь один из обязательных элементов, закладывающих последующие многообразие физико-химических условий образования живых оргнанизмов. То есть наличие жизненных форм в условиях подводных (океанических) эксгаляций представляет собой одну из ветвей самоподдержки (но не зарождения) жизни за счёт эндогенного источника энергии и попадания в океан уже ранее синтезированного органического вещества.

В обобщённом виде необходимые и достаточные условия закономерного возникновения, развития и усложнения форм жизни (Ф. Дайсон, К. Саган) является: прокосмический этап (синтез водорода); звёздный и галактический этап (синтез в недрах звёзд биофильных элементов, включая железо по принципу ядерного катализа, галактический и межзвёздный круговорот вещества с образованием космической пыли с примитивным минеральным составом и наличием преджизненных форм [12, с.199]: углерода и органического вещества; планетарный этап (зрелая химическая дифференциации, дезинтеграция примитивного протопланетного вещества под влиянием аккреции и вулканизма [11, c.94], ведущих к образованию атмосферы, пересыщенной CO2 и гидросферы); биогеохимический этап (формирование органических кластеров, способных к эволюции в клеточную структуру на основе участия каталитических процессов исключительно в эвфотической зоне древнего океана; с наличием в нём преджизненных форм с последующей эволюцией в биологическое многообразие и распространение жизни в различных глубинах океана при участии вулканизма и распространения жизни на суше). Носителем первичной структуры голого гена может выступать структура воды, входящая в любое органическое вещество в форме каркаса формирования свободных радикалов, способных к автокатализу и копируемые органическим веществом структуры глинистых минералов [6, с.46] , способных к росту и усложнению. Вулканизм же — только одна из форм поддержания зародившейся жизни, но не создания самой жизни. Все современные находки в вулканических газах органических соединений и даже аминокислот ничего не доказывает. Современные вулканические эксгаляции, проникая через земную кору и, взаимодействия с океанической водой, заимствуют органику из «пораженной жизнью» уже сформированной миллиарды лет назад биосферы, проникающей в глубины земной коры.

Появление, развитие, многообразие видового состава жизни в развёртывании процессов самоорганизации различных форм движения материи является необходимым и достаточным условием понижения энтропии в Природе посредством изменчивости и сложности её самой во времени.

Таким образом, жизнь является не случайным, а закономерным следствием эволюции материи во вселенной на основе самоорганизации Природы с непрерывным поиском более эффективных форм и структур, способных к автономности своего существования, усложнению и ускорению развёртывания в пространстве. Закономерное движение Природы к созданию автономных жизненных форм, способных к развитию связано с необходимостью предотвращения вырождения материи посредством создания новых структур [12, с.46] понижения энтропии в ней [13, с. 46] в рамках соблюдения всеобщего закона динамического равновесия в промежутке граничащих условий: абсолютных порядок и хаос. При этом наиболее эффективной формой самоорганизации и существования живой материи является разум, способный осознавать не только своё место в Природе, изучать не только её, но и собственную историю.

В этом смысле жизнь представляется как закономерный процесс формирования водородно-азотно-углеродного цикла во вселенной, представляющей собой в последующем форму непримиримой борьбы с энтропией жизню на белково-нуклеиновой основе, имеющей клеточное строение и способной к самоорганизации, автономности своего существования в условиях неограниченной приспособительности к изменяющимся условиям самой Природы. Наличие в планетарных средах экстремофилов (в том числе в биосфере Земли) расширяет термодинамические и пространственные рамки устойчивости и неуничтожимости возникающей жизни [10, с. 301, 321] в условиях галактического и межгалактического пространства.

Превращение жизни в разумную форму движения материи (как способность животного выделить себя из природы и окружающей среды [8, с. 31-43; 9, с. 160-170], формировать мысль на основе сознания, использовать их для формирования мировоззрения, миропонимания в обобщённом смысле, способность к абстрактному мышлению, отражению чувственного восприятия в сознании самой природы и построения моделей существования и развития индивида, общества, как новых структур самоорганизации, способных к познанию не только сущности и истории самой природы, но собственной истории и при этом влиять на механизм предотвращения вырождения материи в самой Природе) открывает неограниченные перспективы управлять разумом процессами минимизации роста энтропии во Вселенной.

Существующие концепты о разуме (человеке — пока единственном представителе и носителе разума), как одной из форм существования материи, способной к самоуничтожению и уничтожению жизни на Земле (это всегда возникает в условиях периодически проявляющихся локальных или глобальных кризисов различной природы) несостоятельны [8, с. 31-43]. Разум, в том числе на основе антропного космологического принципа [1, с. 122-124; 4, с. 39; 5, с. 372 ], является закономерным следствием развития материи во вселенной, не ограниченной масштабами нашего восприятия её наблюдаемых границ. Заложенная в разуме способность изучать, понимать и использовать законы Природы, есть высшая самоорганизация её самой в непостижимой борьбе за право на вечность существования между недостижимыми граничными условиями абсолютного порядка и хаоса. «Великое молчание Вселенной» можно объяснить гипотезой о том, что жизнь и разум в наблюдаемой Вселенной зародились на последней стадии её развёртывания (около 5,0 млрд. лет назад) из всей её истории, насчитывающей около 13,7 млрд. лет.

Литература

  1. Балашов Ю.В. Антропные аргументы: в современной космологии // Вопр.философии. 1988. № 7. С. 122-124.

  2. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. с.147.

  3. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек как космопланетарный феномен. – Ростов н/д: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 192 с.

  4. Идлис Г.М. Основные черты наблюдаемой астрономической Вселенной, как характерные свойства обитаемой космической системы // Изв.Астрофиз.ин-та АН КазССР. 1958. Т. 7. С. 39.

  5. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: теория и наблюдения. М., 1978. С. 372.

  6. Кернс-Смит А.Дж. Первые организмы//В мире науки. №8, с.46.

  7. Кокин А.В., Кокин А.А. Осмысление Мира.- Спб: Бионт, 2011. с.269.

  8. Кокин А.В. Глобальный эволюционизм: выводимость развития // Философская инноватика и русский космизм. - Ростов-на-Дону:СКАГС,2011. с.31-43.

  9. Кокин А.В. Природа и человек: изменчивость Природы и закономерность превращения материи в разумную её часть //Русская философия и российская государственность.-Ростов-н/Д:СКАГС, 2009 с.160-170.

  10. Кузякина Т.И. Термофильные микроорганизмы.// Красная книга Камчатки. Растения. Грибы. Термофильные микроорганизмы Петропавловск-Камчатский, Камчатский печатный двор. 2007. Т. 2. С. 301-321.

  11. Мархинин, Е. К. Вулканы и жизнь. — М. : Мысль, 1980. — 94 с.

  12. Шарден П. Феномен человека. М.:Наука, 1987. С.199.

  13. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики?-М.:Атомиздат,1972. с.46.