Извлечения
Феномен личности гения тем заметнее в обществе, чем оно бесцветнее и примитивнее. Гении ушедших веков и гении настоящего - это разные по уровню и образованности личности, но одинаковые по результатам влияния на общество, на выбор эффективного и поступательного его развития. И если вдруг на каком-то этапе эволюции общество оказалось бы гениальным и гармоничным, то гениев в нём выделить оказалось бы невозможно. Для гениев гармоничного общества не оказалось бы ни условий, ни причин возникновения. А общество в этом случае представляло бы собой как феноменально застойное. В нём ничто и ни у кого не возбуждало бы делать поступки, устремленные к неизвестному. Предельное и потому недостижимое гармоничное общество - это общество равновероятно гениальных, а точнее гениально вырожденных личностей. Нет и не может быть как гармоничного человека, так и гармоничного общества. Это утопия, поскольку это состояние ситуации безликой части и целого.
* * *
Цель настоящей книги показать возможность вхождения в систему творчества и отразить свой взгляд на понимание интеллекта. Попытаться дать ответ на вопрос, существует ли сам феномен интеллекта? Познаваем ли интеллект?
В основе выводов, которые сформулировал автор, лежит не только конкретный эксперимент, касающийся конкретного творческого человека, но и статистический анализ данных по гениям, которые зафиксировала человеческая история в своих анналах.
Сущность эксперимента заключается в следующем.
Объектом эксперимента является творчество самого автора. С этой целью на протяжении 22 лет1 фиксировалось дата и время вхождения в творчество и выхода из него в течение суток, число суточных, в течение месяца, года элементов вхождения в творчество и выхода из них и т.д. Наблюдения фиксировались в дневниковых записях вне зависимости от условий и местонахождения автора.
* * *
Вторая часть авторских исследований заключалась в оценке накопленного интеллекта (НИ) в истории мировой цивилизации. То есть, в целом по миру или для каждого государства, выделенных отдельных регионов (Европы, Азии и т.д.) рассчитывался НИ с разбивкой его тенденций в области искусства, естественных, военных наук, медицины, НИ технарей, гуманитариев и т.д.
Статистический анализ материала выборок проводился с учетом факторного анализа, оценки математических ожиданий величин (там, где возникала необходимость оценки надежности полученных параметров распределения переменных) с помощью критериев Фишера, Колмогорова, Стьюдента.
Результатами статистического анализа данных по накопленному интеллекту в истории мировой цивилизации послужило построение графиков и выделение закономерностей роста и падения накопленного интеллекта по различным странам, регионам, по принадлежности творческих личностей к той или иной области знания.
* * *
Выйдя из животного царства и оглядевшись, человек не заметил никого кроме себя и безграничности Космоса. Страх оказаться в одиночестве движет его сознание вначале к сверхъестественному, а позже - и к виртуальному2.
Несмотря на то, что разум всегда находил выход из любой ситуации, в которой оказывался в мире динамично развивающейся природы и общества, а в некоторых случаях творит нечто, чего не знала и сама природа, но всё-таки почему-то свои надежды человек связывал, да и в настоящее время продолжает еще связывать с мифами. Это не только потому, что животное в человеке сидит еще очень глубоко, сколько подчеркивает как ещё велик разрыв между осознанием разума своего места в природных явлениях отдельными личностями (гениями, интеллектуалами) и обществом. Образованность последнего зависит от того, сколько гениев оно способно взрастить и каков потенциал прироста гениев в нем, каков механизм передачи информации от поколения к поколению и какова методолгия обучения, воспитания и культуры. От уровня образованности общества3 зависит, кто и как приходит к власти, поскольку последняя, защищая всегда только собственные интересы, вольно или невольно будет отстаивать и даже утверждать интересы мало просвещенного общества, стараясь сохранять при этом минимальный разрыв между бедностью и средним по уровню обеспеченности обывателем во избежание социальных взрывов (слишком велик опыт социальных революций).
* * *
Сегодня свобода выбора человека не ограничена законами эволюции его как вида, поскольку человек, на основе накопленной им информации (накопленного интеллекта), уже не зависит от условий развития окружающей природной среды (научился от неё защищаться одеждой, производством пищи, энергии и т.д., научился сам её изменять по уровню, сопоставимому с масштабами геологических процессов, но сжатых во времени), поэтому волен выбирать свой путь, но в рамках понимания законов Природы. В этой связи его выбор не может быть свободным, а потому не может быть каким угодно. Другими словами, право быть свободным - означает находиться в рамках законов всего многообразия форм движения материи, частью которой он является. У человека, казалось бы, остается только одно право быть свободным - в рамках общественных законов развития. Но и здесь он стеснен областью действия социальных законов, которые сам же формулирует, интегрирует в жизнь и совершенствет их. Воистину осознание свободы человеком привело к постижению им полной своей несвободы. Выбор в рамках “можно” “нельзя” - вот замкнутый круг его свободы.
Возникает и другая ситуация, связанная с тем, что человек во времени не может быть больше подвержен влиянию естественного отбора, поскольку сам изменяет среду обитания, может управлять ей. Он, тем самым, вывел себя из влияния закона эволюции Дарвина. Популяция человека становится одной из доминирующих на Земле (разве, что за исключением насекомых и некоторых других организмов, например, вирусов и бактерий) за счет приобретенного им свойства передавать информацию об окружающем мире и своем месте в нём от поколения к поколению. Это свойство отсутствует у остального живого мира, втянутого в круговорот эволюции, из которого нет выхода, кроме как быть отобранным природой и быть брошенным в новый виток конкуренции за выживание. Создается парадоксальная ситуация, когда жизнь на Земле расколота на две её составляющие. Одна из них - Человек, развивающийся параллельно эволюции остальному живому миру (поскольку он исключил из конкуренции всех кто мог с ним конкурировать), а вторая часть (представленная всей оставшейся жизнью волею судьбы не уничтоженной или не поглощенной человеком) находится под влиянием как эволюции, так и хозяйственной деятельности человека. Какой станет жизнь в зоне влияния “молота и наковальни” трудно предположить. Такого опыта природа не знала. Да она вообще никакого опыта не имеет, поскольку никогда и не в чём не повторяется ни в выборе, ни в направлении выбора. Она - сама случай, который всегда может подвернуться перед вечностью, который всегда будет предоставлен в распоряжении Природы. Видимо в сложившейся ситуации выбор останется за человеком, и он его сделает только в свою пользу. Альтернативы этому нет. И рассуждения типа “на благо ли или во вред себе же” также бессмысленны, как бессмысленно рассуждать о сути, происходящих в природных процессах явлений и изменений, не имеющих категории “хорошо” и “плохо”. Всё, что не делается в сосответствии с законами Природы - к лучшему, а всё, что делается вопреки ей - не останется…Это надо было бы ввести в естествознание как закон Вечности. Человек же в ней - миг, который Вечность и Природа или “проморгали”, или “сознательно” играют с ним (Человеком) в кошки-мышки. Удастся улизнуть мышке от двух котов или нет, покажет…вечность и утвердит… природа, поскольку тогда над ними во весь рост поднимется тень шарденовского Универсума4.
На рисунке представлен суточный график эффективности творчества (жирная кривая линия). По оси ординат показано накопленная частость (количество обращений к дневнику за 11 лет с фиксированным временем “вхождения в творчество” и выходом из него). По оси абсцисс - суточное время. Области: торможения (сон); заштрихованная область серым цветом - зона страстей. Остальные пояснения в тексте.
Ссылки
-
Статистическая обработка данных велась только по непрерывному циклу наблюдений (с января 1979 по январь 2001 г.) над своим творчеством. Это не означает, что я отошел от привычки обращаться к дневнику сейчас. Просто до этого и после этого были существенные перерывы, когда дневниковые записи не велись по тем или иным причинам. ↩
-
Ю.Селезнев. На пути к разумности.-Ессентуки, 2001. ↩
-
Здесь имеется в виду не только знание вообще, но и знание механизмов управления, ведущие к достойной жизни. ↩
-
Шарден П. Феномен Человека. Преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь.-М.:Наука,1987. ↩