Как изменяется динамика творчества в течение времени? Какова процедура вхождения в творчество? Когда возникает творческая усталость, а когда творческий взлѐт даѐт возможность в кратчайшее время решить ту или иную проблему?
Сущность «эксперимента на себе» заключается в следующем. Автор рассматривает важный этап вхождения в творчество через систематическое обращение к дневниковым записям, которые он вел на протяжении 22 лет, начиная с 1979 по 2001 г. в разных часовых поясах (разница составляла семь – восемь часовых поясов). Обращение к дневнику носило именно творческий характер, а не просто делались какие-то заметки о каких-то событиях. Это – блеснувшая идея, мысль, которая ложилась в основу научной работы, статьи, книги. Это – внезапно оформленная завершенная часть мысли, выведенный какой-то расчетный показатель, «созревшая» в сознании формула, записанный вывод или резюме, так долго не дававшиеся осмыслению, оформленная закономерность, следствие, намеченный контур опыта, наконец, сочинѐнные экспромтом стихи и т.д. Забегая вперед, хочется сказать о главном: подавляющее большинство идей, зафиксированных в дневнике, позже были реализованы в научных статьях и книгах. …