Смысложизненная рефлексия, придающая смысл жизненным практикам, содержит представления не только о том, как ставит вопрос сам индивид о смысле собственной жизни в исторических цивилизационных конструкциях, но предполагает наличие основного фундаментального посыла, определяющего необходимость ответить на ряд вопросов, затрагивающих осмысление существующей картины Мира самим человеком. Во-первых, что такое жизнь? Во-вторых, закономерно ли её возникновение в недрах неживой материи и каковы граничащие условия такого события? В-третьих, закономерен, случаен ли сам переход неживой материи в жизненные материальные формы, а их в — разум? И, наконец, в-четвёртых, есть ли смысл в самом разуме в непрерывном развёртывании сложности материи в Природе?
Если смысложизненная рефлексия погружает проблему смысла жизни индивида посредством его отношения к тому, что он творит в окружающем его мире, в чём состоит значимость самого индивида в обществе и каков этот осознанный им результат, то это всего лишь историческая реплика достигнутого социокультурного цивилизационного состояния общества, в котором индивид способен ставить вопрос о личностном отношении к смыслу своего бытия.
На самом деле за этим осознанием смысла собственного отношения к тому, что человек творит в окружающем его мире, кроется главный вопрос о смысле самого разума во вселенной. Без ответа на него нет смысла рассуждать о смысле жизни личности вообще, поскольку в его содержании непременно присутствует некий частный ограниченный аспект выделения (выпячивания) того, что он понимает под этим в рамках своей образованности и культуры, поскольку на всё это накладывается индивидуальное восприятие культурных традиций, исторически возникающих и закрепляющихся обществом (цивилизацией) в сознании людей, способных видеть смысл своей жизни, например, в сохранении семьи, рода, общества и что-то другого, может быть более значимого.
Чего же?
Отсюда нам важно знать, наконец, не только к чему и куда мы идём в своём развитии, но главное *почему* наши помыслы должны быть связаны с необходимостью осознания своего места в Природе, вселенной? И вообще, нуждается ли в этом сама Природа в разуме или в ней заложены некие условия такойсамоорганизации, которые предполагают закономерное развитие (развёртывание) материи в самоорганизованную сущность жизни, способной однажды перейти в состоянии разума?
В рамках осознания того, что в окружающем нас действительном мире Природы существует неживая и живая материя, то стало быть вторая может являться только следствием развития преджизненных форм1, поскольку она не может предшествовать неживой материи. Наличие преджизненных форм (углерода, высокомолекулярных соединений, в т. ч. аминокислот) устанавливается в составе комет и метеоритного вещества в Солнечной системе (одной из рядовых планетарных образований в нашей галактике, в которой открыто уже множество экзопланет) вне Земли. То есть вывод о том, что неживая материя в рамках развёртывания во времени её сложности в обозримой вселенной неизбежно содержит в себе необходимые свойства перехода к новому качеству самоорганизации — биологической форме существования материи — представляется уже бесспорным.
В этом смысле жизнь мы можем рассматривать не как особую форму существования материи, а эволюционную, вызревшую в недрах неживой материи посредством попадания на планету преджизненных форм (или наличия их непосредственно на самой планете), нашедших на её поверхности лучший способ самоорганизации к переходу в *клеточные структуры* на белково-нуклеиновой основе, способные не только к эволюции, но и (в рамках четырёх аксиом биологии) приспособительности к изменяющимся условиям окружающей среды, накоплению и транслированию от поколения к поколениям генетической информации, *способные* к естественному отбору и закреплению в живых организмах информации о наиболее предпочтительных условиях выживания их во времени и пространстве. Наконец, жизнь способна не только к автономному существованию, но и потреблять «отрицательную энтропию»2, накапливать солнечную энергию в недрах Земли в форме минеральных компонентов ископаемого органического вещества (газа, нефти, ископаемых углей и т.д.), то есть уменьшать нарастание в мире неживой и живой природы энтропии и тем самым противостоять вырождению материи3.
В рамках стандартной модели вселенной процесс синтеза ядер химических элементов уже в недрах звёзд поколения-II закономерно (неминуемо!) идёт в направлении углеродно-кислородно-азотного цикла, стимулирующего синтез более тяжёлых ядер, а затем в результате эволюции звёзд через стадию сверхновых способны к выбросу в межзвёздную среду первых минеральных форм вещества. Последние, разбросанные в галактическом пространстве, образуют межгалактический круговорот преджизненного вещества, закономерно переходящего из небулярной в планетарную стадию, где в условиях нарастания скорости обменных химических, затем биохимических и биологических процессов формируется жизнь разной сложности, включая цефализацию. Развитие мозга, как следствие прямых и обратных связей между усложнением живого, выполнения им новых функций посредством мышления и языка формирует новую социальную и цивилизационную среду, в рамках развития которой достигается новый этап самоорганизации разума, который способен ставить вопрос не только о его месте в Природе, но и его функции в ней.
Закономерность превращения неживой материи в разумную её составляющую, таким образом, характеризуется непременным наличием во всех уголках наблюдаемой вселенной следующих переходов (стадий) самоорганизации Природы.
Первая. В рамках Стандартной модели это космическая дозвёздная и догалактическая стадии наблюдаемой вселенной (13,75 млрд. лет назад). Выход материи из сверхплотного и горячего состояния в состояние непрерывного уменьшения плотности, падения температуры и ускоренного расширения закономерно приводит к синтезу водорода и гелия.
Вторая. Космохимическая звёздная и галактическая стадии (12,75 — 5,0 млрд. лет назад). Образование и эволюция звёзд первого поколения и древнейших взаимодействующих галактик.
Третья. Космогеохимическая стадия (5,0 млрд. лет назад). Эволюция звёзд и небул. Галактический круговорот вещества, образование в звёздных системах планетарных систем вблизи звёзд поколения — II. Формирование преджизненных форм, разбросанных в галактическом пространстве. Столкновение галактик — межгалактический (вселенский) круговорот вещества. Всюдность наличия преджизненных форм в ближнем и дальнем космосе.
При этом граничащие и обязательные условия возникновения биологической формы жизни включают в себя следующие уровни организации. Первый: углеродно-азотный цикл в звёздах. Второй: наличие минеральных и органических преджизненных форм в космосе в различных формах. Третий: формирование планетарной системы. Четвёртый: нахождение планеты в так называемой зоне обитаемости относительно её звезды, размеры планеты и состав атмосферы и коры. Пятый уровень: наличие жидкой воды.
Четвёртая. Геохимическая (4,6 млрд. лет назад). На примере Земли это образование планетарной коры, атмосферы и океана жидкой воды в зоне жизнеобитаемости других планет.
Пятая. Биохимическая. Зарождение океанической жизни 3,9 млрд. лет назад из преджизненных форм под влиянием кометно-метеоритного вещества и состава планет в зоне их обитаемости.
Шестая. Биологическая (биосферная). Эволюция живого, включающая обязательные основные биологические подстадии с необязательным копированием земных жизненных форм:
подстадия 1 (в интервале времени 3,9 млрд. лет — до наших дней). Образование простых безъяедерных клеточных структур (прокариорт), доживших до наших дней. Это сторожевой механизм, обеспечивающий неуничтожимость жизни в условиях и времени существования звёздно-планетарной стадии (в условиях Земли — солнечно-земных связей);
подстадия 2 (в интервале времени 3,9 — 1,6 млрд. лет назад). Образование более сложных ядерных одноклеточных организмов. Переход от анаэробной к аэробной жизни;
подстадия 3 (в интервале времени 0,6 — 0,545 млрд. лет назад). Стадия непрерывного и более ускоренного усложнения жизненных форм. Зарождение многоклеточных организмов. Кембрийская бифуркация живого: зарождение всех существующих ныне жизненных форм;
подстадия 4 (в интервале 545 — 430 млн. лет назад). Распространение ареала жизненных форм в новых экологических нишах. Выход растений на сушу. Океаническая и континентальная жизнь в условиях существования близкой к современной атмосфере с наличием в ней озонового слоя;
подстадия 5 в интервале времени 430 — 230 млн. лет назад. Развивающийся мир животных и растений в континентальной и морской среде с формированием сложных пищевых цепей;
подстадия 6 (в интервале 260 — 45 млн. лет назад): появление примат;
подстадия 7 (в интервале 45 — 0,250 млн. лет). Эволюционное многообразие примат, гоминоидов, людей;
подстадия 8 (в интервале 250 — 12 тыс. лет назад). Становление человека разумного;
подстадия 9 (в интервале 12 — 8 тыс. лет назад). Неолитическая доцивилизационная эпоха. Возникновение хозяйственной деятельности человека;
подстадия 10 (в интервале 8 — 6 тыс. лет назад). Образование древнейших цивилизаций;
подстадия 11 (в интервале 6 — 2,5 тыс. лет назад). Доисторическая с перманентным зарождением, развитием и гибелью цивилизаций с периодичностью около 1500 — 750 лет по Л. Гумилёву);
постадия 12 современной цивилизации. Существование человека с естественным многообразием живого, которое находится в зависимости от влияния его хозяйственной деятельности. Человек медленно протекающие естественные процессы переводит в быстропротекающие, сам влияет на качество среды обитания и создает условия собственного выживания в ней. Тем самым стоит на пороге прекращения зависимости собственной эволюции от состояния качества окружающей среды, поскольку способен уже создавать искусственную (в подводных условиях, в космосе и др.). Осознание изменчивости природной среды под влиянием хозяйственной деятельности ставит проблему выживания человека и переводит цивилизационное антропоцентрическое мировоззрение в биосфероцентризм с необходимостью решать самим человеком проблемы многообразия живого как залог самоподдержки им достигнутого уровня существования. Это стремление к ноосфере — способа коэволюции природы и человека, обеспечивающих условия неограниченного во времени существования разума4. При этом выдвигается цивилизационный контекст осмысления Мира человеком и осознание им его места в Природе с необходимостью решения следующих проблем.
-
О пределах развития разума. Могут определяться не только и не столько наличием природных ресурсов развития, сохранением биосферы по поддержанию жизни на Земле, сколько пониманием необходимости достижения таких условий цивилизационной самоорганизации в рамках подавления в человеке разумном ещё довлеющей нём биологической или животной сущности (решение проблемы войны и мира на основе развития культуры, науки, технологий; противостояние любой форме экстремизма и невежества в развивающемся мире), которые приведут к осознанию разумом возможности противостоять вырождению его самого и материи как таковой.
-
О возможности существования жизни в других мирах, не обязательно похожую на нашу и переходе её в разум иного уровня организации, но с непременной необходимостью какой должен следовать такой самоорганизации, которая предотвратила бы его вырождение и материи как таковой.
-
О разуме — как воплощении лучшей самоорганизации, способном не только ставить вопрос о том, как мир устроен, не только отвечать на вопрос почему он так устроен, но и творить мир другим, в котором созидание и разрушение основывались бы на его разумности.
-
Об осознании того, что в самом понятии разумности не заложено самоуничтожение разума. В противном случае все разумные конструкции окажутся неразумными и рассуждение о смысле разума теряет всякий смысл.
-
О необходимо исходить из того, что сама Природа не наделена разумом. Она творит, сообразуясь с собственными законами сохранения, в которых не заложена никакая целесообразность и не заложен какой-либо смысл. Это разум наделяет Природу смыслом наподобие одухотворения им проявлений её качеств через восприятие и отражение собственных духовных переживаний в её лоне. Но дух разума способен в законах сохранения заметить лучшую самоорганизованную сущность Природы и направить её на бесконечный поиск ею условий неограниченных возможностей существования разума и её самой.
Выводы.
-
В условиях границ обитаемости экзопланет и при наличии жидкой воды биологическая жизнь представляет собой закономерный процесс эволюции материи в разумную её часть в наблюдаемой вселенной в границах существования как минимум звёзд населения-II. И если это действительно соответствует такому пониманию, то жизнь и разум (на примере истории Земли) только начинает проявляться в форме великого становления и распространения разума в наблюдаемой вселенной. При этом ускоренное развёртывание материи во времени и таковое развитие жизненных форм и разума (опять же на примере Земли) может давать нам основание говорить только о начале великого преобразовании материи в её разумную сущность. И это должно придавать человеку не только ощущение великой причастности к таковому развороту событий в наблюдаемой картине Мира, но и в полной мере соответствовать принципам разумности в том, к чему прикасается он в своей деятельности.
-
Разумность биологической формы жизни ограничена условиями её существования в рамках обменных процессов между органическим веществом, создаваемым в ходе химической, геохимической и биогеохимической эволюции. В этом смысле переход живого в разумное в рамках существования жизни закономерно, поскольку условия углеродно-кислородно-азотного цикла соблюдаются в любых уголках вселенной, где возникают звёзды и могут существовать планетарные системы. То есть необходимо признать, что синтез элементов в наблюдаемой вселенной происходит по одному закону И антропный космологический принцип, видимо, надо рассматривать в следующих рамках. Вселенная такова, какова она есть, чтобы на одном из витков её эволюции появился в ней наблюдатель в силу тех ныне существующих физических констант, которые на разных уровнях организации материи во времени могли быть также подвержены собственной самоорганизации (изменчивости) в направлении зарождения и эволюции жизни, приведшие к появлению во вселенной наблюдателя (разума).
-
Противоречивость смысложизненной рефлексии индивида (личности), как следствие самоорганизованной сущности развития жизни, зиждется с одной стороны на организменной (биологической, животной) сущности человека, способной к собственной (общественной и цивилизационной) самоорганизации, с другой — является результатом выделенности разума в природе, способного осознать, что творит он в окружающей его действительности. То есть замечать результаты своей деятельности в Природе и ставить вопросы о смысле своего появления (предназначения) в ней. Другими словами самоорганизованная сущность разума должна базироваться на тех же законах Природы, которые бы обеспечивали неограниченные возможности не только его собственного существования, но и неограниченного во времени развития в ней с непременной попыткой направить эволюцию в русло такой самоорганизации Природы, которая бы предотвратила вырождение его самого в борьбе с нарастающей энтропией во вселенной. В противном случае разум обречён и смысложизненная рефлексия индивида будет довольствоваться только временными рамками его существования как биологической сущности, способной поддерживать свой гомеостаз в существующих условиях и не более того. Таким образом, способность ставить вопросы о смысле жизненной практики это только то начало разумности индивида, которое вытекает из самоорганизованной сущности природы направить эволюцию в направлении предупреждения собственного вырождения. В этом смысле эволюцию необходимо понимать как такое развёртывание материи во времени и пространстве, какое самоуничтожает плоды собственного развития до уровня, за каким открываются перспективы качественно новой самоорганизации, предотвращающей вырождение самого развития.
-
Временная безысходность в оценке бессилия разума относительно стихии природы, бесконечного многообразия её возможностей творить и разрушать базируется только на том, что разум находится только в начале своего пути осмысления своей сущности в ней. Отсюда ожидание апокалипсиса, презрение к образованию и науке ради достижения сиюминутных благ и есть ещё пока доминирование биологической (животной) сущности в человеке, которая иногда поднимается во весь рост и затмевает его разум в осознании того, что смысл разума состоит не в удовлетворении физиологических потребностей, а в том, чтобы удовлетворяя их, продвигаться в направлении признания разумом своей ответственности перед Природой, давшей шанс ему достичь лучшей самоорганизации. Не упустить эту возможность и заключается смысл в единственном (пока!) проявлении разума во вселенной, который будет являть собой закономерность, если мы сможем понять почему Мир устроен таким образом.
-
Самоорганизованная сущность Природы пронизывает всю материю, транслируя её разному уровню организации вещества в тех формах, которые неизбежно ведут к усложнению, противостоящему её вырождению.
-
Не может быть Начала и Конца в Природе, а есть только бесконечные условия поиска самоорганизованными структурами таких условий, которые не могут достичь абсолютного порядка и хаоса, а вечно находиться между тем и другим в непрерывном движении и преобразовании материи, в которой смысл заключается в том, что на каком-то этапе этой бесконечности возникает разум, способный выделить себя из неё и ставить вопрос о нём самом и возможности ему оказаться в той точке Омега, в которой Универсум и Мироздание П. Шардена будет пронизан духом смысла всего того, что происходит.
Ссылки
-
П.Шарден. Феномен человека, преджизнь, жизнь, мысль, разум, сверхжизнь.- М.: Наука, 1987. - 187с. ↩
-
Э. Шредингер. Что такое жизнь с точки зрения физики?/ Перев. Англ.А.А.Малиновского - М.:РИМИС, 2009.-176с. ↩
-
Кокин А.В., Кокин А.А. Осмысление Мира.- С-Пб: Бионт, 2010.- 688с. ↩
-
В рамках отмеченных стадий и подстадий развития живого в направлении формирования разума на других планетах не все они могут развиваться с одинаковой скоростью и закончится разумом в силу особенностей и местоположения самих планет и состояния звёзды, вокруг она может вращаться. ↩