Смысложизненная рефлексия, придающая смысл жизненным практикам, содержит представления не только о том, как ставит вопрос сам индивид о смысле собственной жизни в исторических цивилизационных конструкциях, но предполагает наличие основного фундаментального посыла, определяющего необходимость ответить на ряд вопросов, затрагивающих осмысление существующей картины Мира самим человеком. Во-первых, что такое жизнь? Во-вторых, закономерно ли её возникновение в недрах неживой материи и каковы граничащие условия такого события? В-третьих, закономерен, случаен ли сам переход неживой материи в жизненные материальные формы, а их в — разум? И, наконец, в-четвёртых, есть ли смысл в самом разуме в непрерывном развёртывании сложности материи в Природе?

Если смысложизненная рефлексия погружает проблему смысла жизни индивида посредством его отношения к тому, что он творит в окружающем его мире, в чём состоит значимость самого индивида в обществе и каков этот осознанный им результат, то это всего лишь историческая реплика достигнутого социокультурного цивилизационного состояния общества, в котором индивид способен ставить вопрос о личностном отношении к смыслу своего бытия.

На самом деле за этим осознанием смысла собственного отношения к тому, что человек творит в окружающем его мире, кроется главный вопрос о смысле самого разума во вселенной. Без ответа на него нет смысла рассуждать о смысле жизни личности вообще, поскольку в его содержании непременно присутствует некий частный ограниченный аспект выделения (выпячивания) того, что он понимает под этим в рамках своей образованности и культуры, поскольку на всё это накладывается индивидуальное восприятие культурных традиций, исторически возникающих и закрепляющихся обществом (цивилизацией) в сознании людей, способных видеть смысл своей жизни, например, в сохранении семьи, рода, общества и что-то другого, может быть более значимого.

Чего же?

Отсюда нам важно знать, наконец, не только к чему и куда мы идём в своём развитии, но главное *почему* наши помыслы должны быть связаны с необходимостью осознания своего места в Природе, вселенной? И вообще, нуждается ли в этом сама Природа в разуме или в ней заложены некие условия такойсамоорганизации, которые предполагают закономерное развитие (развёртывание) материи в самоорганизованную сущность жизни, способной однажды перейти в состоянии разума?

В рамках осознания того, что в окружающем нас действительном мире Природы существует неживая и живая материя, то стало быть вторая может являться только следствием развития преджизненных форм1, поскольку она не может предшествовать неживой материи. Наличие преджизненных форм (углерода, высокомолекулярных соединений, в т. ч. аминокислот) устанавливается в составе комет и метеоритного вещества в Солнечной системе (одной из рядовых планетарных образований в нашей галактике, в которой открыто уже множество экзопланет) вне Земли. То есть вывод о том, что неживая материя в рамках развёртывания во времени её сложности в обозримой вселенной неизбежно содержит в себе необходимые свойства перехода к новому качеству самоорганизации — биологической форме существования материи — представляется уже бесспорным.

В этом смысле жизнь мы можем рассматривать не как особую форму существования материи, а эволюционную, вызревшую в недрах неживой материи посредством попадания на планету преджизненных форм (или наличия их непосредственно на самой планете), нашедших на её поверхности лучший способ самоорганизации к переходу в *клеточные структуры* на белково-нуклеиновой основе, способные не только к эволюции, но и (в рамках четырёх аксиом биологии) приспособительности к изменяющимся условиям окружающей среды, накоплению и транслированию от поколения к поколениям генетической информации, *способные* к естественному отбору и закреплению в живых организмах информации о наиболее предпочтительных условиях выживания их во времени и пространстве. Наконец, жизнь способна не только к автономному существованию, но и потреблять «отрицательную энтропию»2, накапливать солнечную энергию в недрах Земли в форме минеральных компонентов ископаемого органического вещества (газа, нефти, ископаемых углей и т.д.), то есть уменьшать нарастание в мире неживой и живой природы энтропии и тем самым противостоять вырождению материи3.

В рамках стандартной модели вселенной процесс синтеза ядер химических элементов уже в недрах звёзд поколения-II закономерно (неминуемо!) идёт в направлении углеродно-кислородно-азотного цикла, стимулирующего синтез более тяжёлых ядер, а затем в результате эволюции звёзд через стадию сверхновых способны к выбросу в межзвёздную среду первых минеральных форм вещества. Последние, разбросанные в галактическом пространстве, образуют межгалактический круговорот преджизненного вещества, закономерно переходящего из небулярной в планетарную стадию, где в условиях нарастания скорости обменных химических, затем биохимических и биологических процессов формируется жизнь разной сложности, включая цефализацию. Развитие мозга, как следствие прямых и обратных связей между усложнением живого, выполнения им новых функций посредством мышления и языка формирует новую социальную и цивилизационную среду, в рамках развития которой достигается новый этап самоорганизации разума, который способен ставить вопрос не только о его месте в Природе, но и его функции в ней.

Закономерность превращения неживой материи в разумную её составляющую, таким образом, характеризуется непременным наличием во всех уголках наблюдаемой вселенной следующих переходов (стадий) самоорганизации Природы.

Первая. В рамках Стандартной модели это космическая дозвёздная и догалактическая стадии наблюдаемой вселенной (13,75 млрд. лет назад). Выход материи из сверхплотного и горячего состояния в состояние непрерывного уменьшения плотности, падения температуры и ускоренного расширения закономерно приводит к синтезу водорода и гелия.

Вторая. Космохимическая звёздная и галактическая стадии (12,75 — 5,0 млрд. лет назад). Образование и эволюция звёзд первого поколения и древнейших взаимодействующих галактик.

Третья. Космогеохимическая стадия (5,0 млрд. лет назад). Эволюция звёзд и небул. Галактический круговорот вещества, образование в звёздных системах планетарных систем вблизи звёзд поколения — II. Формирование преджизненных форм, разбросанных в галактическом пространстве. Столкновение галактик — межгалактический (вселенский) круговорот вещества. Всюдность наличия преджизненных форм в ближнем и дальнем космосе.

При этом граничащие и обязательные условия возникновения биологической формы жизни включают в себя следующие уровни организации. Первый: углеродно-азотный цикл в звёздах. Второй: наличие минеральных и органических преджизненных форм в космосе в различных формах. Третий: формирование планетарной системы. Четвёртый: нахождение планеты в так называемой зоне обитаемости относительно её звезды, размеры планеты и состав атмосферы и коры. Пятый уровень: наличие жидкой воды.

Четвёртая. Геохимическая (4,6 млрд. лет назад). На примере Земли это образование планетарной коры, атмосферы и океана жидкой воды в зоне жизнеобитаемости других планет.

Пятая. Биохимическая. Зарождение океанической жизни 3,9 млрд. лет назад из преджизненных форм под влиянием кометно-метеоритного вещества и состава планет в зоне их обитаемости.

Шестая. Биологическая (биосферная). Эволюция живого, включающая обязательные основные биологические подстадии с необязательным копированием земных жизненных форм:

подстадия 1 (в интервале времени 3,9 млрд. лет — до наших дней). Образование простых безъяедерных клеточных структур (прокариорт), доживших до наших дней. Это сторожевой механизм, обеспечивающий неуничтожимость жизни в условиях и времени существования звёздно-планетарной стадии (в условиях Земли — солнечно-земных связей);

подстадия 2 (в интервале времени 3,9 — 1,6 млрд. лет назад). Образование более сложных ядерных одноклеточных организмов. Переход от анаэробной к аэробной жизни;

подстадия 3 (в интервале времени 0,6 — 0,545 млрд. лет назад). Стадия непрерывного и более ускоренного усложнения жизненных форм. Зарождение многоклеточных организмов. Кембрийская бифуркация живого: зарождение всех существующих ныне жизненных форм;

подстадия 4 (в интервале 545 — 430 млн. лет назад). Распространение ареала жизненных форм в новых экологических нишах. Выход растений на сушу. Океаническая и континентальная жизнь в условиях существования близкой к современной атмосфере с наличием в ней озонового слоя;

подстадия 5 в интервале времени 430 — 230 млн. лет назад. Развивающийся мир животных и растений в континентальной и морской среде с формированием сложных пищевых цепей;

подстадия 6 (в интервале 260 — 45 млн. лет назад): появление примат;

подстадия 7 (в интервале 45 — 0,250 млн. лет). Эволюционное многообразие примат, гоминоидов, людей;

подстадия 8 (в интервале 250 — 12 тыс. лет назад). Становление человека разумного;

подстадия 9 (в интервале 12 — 8 тыс. лет назад). Неолитическая доцивилизационная эпоха. Возникновение хозяйственной деятельности человека;

подстадия 10 (в интервале 8 — 6 тыс. лет назад). Образование древнейших цивилизаций;

подстадия 11 (в интервале 6 — 2,5 тыс. лет назад). Доисторическая с перманентным зарождением, развитием и гибелью цивилизаций с периодичностью около 1500 — 750 лет по Л. Гумилёву);

постадия 12 современной цивилизации. Существование человека с естественным многообразием живого, которое находится в зависимости от влияния его хозяйственной деятельности. Человек медленно протекающие естественные процессы переводит в быстропротекающие, сам влияет на качество среды обитания и создает условия собственного выживания в ней. Тем самым стоит на пороге прекращения зависимости собственной эволюции от состояния качества окружающей среды, поскольку способен уже создавать искусственную (в подводных условиях, в космосе и др.). Осознание изменчивости природной среды под влиянием хозяйственной деятельности ставит проблему выживания человека и переводит цивилизационное антропоцентрическое мировоззрение в биосфероцентризм с необходимостью решать самим человеком проблемы многообразия живого как залог самоподдержки им достигнутого уровня существования. Это стремление к ноосфере — способа коэволюции природы и человека, обеспечивающих условия неограниченного во времени существования разума4. При этом выдвигается цивилизационный контекст осмысления Мира человеком и осознание им его места в Природе с необходимостью решения следующих проблем.

  1. О пределах развития разума. Могут определяться не только и не столько наличием природных ресурсов развития, сохранением биосферы по поддержанию жизни на Земле, сколько пониманием необходимости достижения таких условий цивилизационной самоорганизации в рамках подавления в человеке разумном ещё довлеющей нём биологической или животной сущности (решение проблемы войны и мира на основе развития культуры, науки, технологий; противостояние любой форме экстремизма и невежества в развивающемся мире), которые приведут к осознанию разумом возможности противостоять вырождению его самого и материи как таковой.

  2. О возможности существования жизни в других мирах, не обязательно похожую на нашу и переходе её в разум иного уровня организации, но с непременной необходимостью какой должен следовать такой самоорганизации, которая предотвратила бы его вырождение и материи как таковой.

  3. О разуме — как воплощении лучшей самоорганизации, способном не только ставить вопрос о том, как мир устроен, не только отвечать на вопрос почему он так устроен, но и творить мир другим, в котором созидание и разрушение основывались бы на его разумности.

  4. Об осознании того, что в самом понятии разумности не заложено самоуничтожение разума. В противном случае все разумные конструкции окажутся неразумными и рассуждение о смысле разума теряет всякий смысл.

  5. О необходимо исходить из того, что сама Природа не наделена разумом. Она творит, сообразуясь с собственными законами сохранения, в которых не заложена никакая целесообразность и не заложен какой-либо смысл. Это разум наделяет Природу смыслом наподобие одухотворения им проявлений её качеств через восприятие и отражение собственных духовных переживаний в её лоне. Но дух разума способен в законах сохранения заметить лучшую самоорганизованную сущность Природы и направить её на бесконечный поиск ею условий неограниченных возможностей существования разума и её самой.

Выводы.

  1. В условиях границ обитаемости экзопланет и при наличии жидкой воды биологическая жизнь представляет собой закономерный процесс эволюции материи в разумную её часть в наблюдаемой вселенной в границах существования как минимум звёзд населения-II. И если это действительно соответствует такому пониманию, то жизнь и разум (на примере истории Земли) только начинает проявляться в форме великого становления и распространения разума в наблюдаемой вселенной. При этом ускоренное развёртывание материи во времени и таковое развитие жизненных форм и разума (опять же на примере Земли) может давать нам основание говорить только о начале великого преобразовании материи в её разумную сущность. И это должно придавать человеку не только ощущение великой причастности к таковому развороту событий в наблюдаемой картине Мира, но и в полной мере соответствовать принципам разумности в том, к чему прикасается он в своей деятельности.

  2. Разумность биологической формы жизни ограничена условиями её существования в рамках обменных процессов между органическим веществом, создаваемым в ходе химической, геохимической и биогеохимической эволюции. В этом смысле переход живого в разумное в рамках существования жизни закономерно, поскольку условия углеродно-кислородно-азотного цикла соблюдаются в любых уголках вселенной, где возникают звёзды и могут существовать планетарные системы. То есть необходимо признать, что синтез элементов в наблюдаемой вселенной происходит по одному закону И антропный космологический принцип, видимо, надо рассматривать в следующих рамках. Вселенная такова, какова она есть, чтобы на одном из витков её эволюции появился в ней наблюдатель в силу тех ныне существующих физических констант, которые на разных уровнях организации материи во времени могли быть также подвержены собственной самоорганизации (изменчивости) в направлении зарождения и эволюции жизни, приведшие к появлению во вселенной наблюдателя (разума).

  3. Противоречивость смысложизненной рефлексии индивида (личности), как следствие самоорганизованной сущности развития жизни, зиждется с одной стороны на организменной (биологической, животной) сущности человека, способной к собственной (общественной и цивилизационной) самоорганизации, с другой — является результатом выделенности разума в природе, способного осознать, что творит он в окружающей его действительности. То есть замечать результаты своей деятельности в Природе и ставить вопросы о смысле своего появления (предназначения) в ней. Другими словами самоорганизованная сущность разума должна базироваться на тех же законах Природы, которые бы обеспечивали неограниченные возможности не только его собственного существования, но и неограниченного во времени развития в ней с непременной попыткой направить эволюцию в русло такой самоорганизации Природы, которая бы предотвратила вырождение его самого в борьбе с нарастающей энтропией во вселенной. В противном случае разум обречён и смысложизненная рефлексия индивида будет довольствоваться только временными рамками его существования как биологической сущности, способной поддерживать свой гомеостаз в существующих условиях и не более того. Таким образом, способность ставить вопросы о смысле жизненной практики это только то начало разумности индивида, которое вытекает из самоорганизованной сущности природы направить эволюцию в направлении предупреждения собственного вырождения. В этом смысле эволюцию необходимо понимать как такое развёртывание материи во времени и пространстве, какое самоуничтожает плоды собственного развития до уровня, за каким открываются перспективы качественно новой самоорганизации, предотвращающей вырождение самого развития.

  4. Временная безысходность в оценке бессилия разума относительно стихии природы, бесконечного многообразия её возможностей творить и разрушать базируется только на том, что разум находится только в начале своего пути осмысления своей сущности в ней. Отсюда ожидание апокалипсиса, презрение к образованию и науке ради достижения сиюминутных благ и есть ещё пока доминирование биологической (животной) сущности в человеке, которая иногда поднимается во весь рост и затмевает его разум в осознании того, что смысл разума состоит не в удовлетворении физиологических потребностей, а в том, чтобы удовлетворяя их, продвигаться в направлении признания разумом своей ответственности перед Природой, давшей шанс ему достичь лучшей самоорганизации. Не упустить эту возможность и заключается смысл в единственном (пока!) проявлении разума во вселенной, который будет являть собой закономерность, если мы сможем понять почему Мир устроен таким образом.

  5. Самоорганизованная сущность Природы пронизывает всю материю, транслируя её разному уровню организации вещества в тех формах, которые неизбежно ведут к усложнению, противостоящему её вырождению.

  6. Не может быть Начала и Конца в Природе, а есть только бесконечные условия поиска самоорганизованными структурами таких условий, которые не могут достичь абсолютного порядка и хаоса, а вечно находиться между тем и другим в непрерывном движении и преобразовании материи, в которой смысл заключается в том, что на каком-то этапе этой бесконечности возникает разум, способный выделить себя из неё и ставить вопрос о нём самом и возможности ему оказаться в той точке Омега, в которой Универсум и Мироздание П. Шардена будет пронизан духом смысла всего того, что происходит.

Ссылки

  1. П.Шарден. Феномен человека, преджизнь, жизнь, мысль, разум, сверхжизнь.- М.: Наука, 1987. - 187с. 

  2. Э. Шредингер. Что такое жизнь с точки зрения физики?/ Перев. Англ.А.А.Малиновского - М.:РИМИС, 2009.-176с. 

  3. Кокин А.В., Кокин А.А. Осмысление Мира.- С-Пб: Бионт, 2010.- 688с. 

  4. В рамках отмеченных стадий и подстадий развития живого в направлении формирования разума на других планетах не все они могут развиваться с одинаковой скоростью и закончится разумом в силу особенностей и местоположения самих планет и состояния звёзды, вокруг она может вращаться.