Существует заблуждение в том, что Природа создавала ресурсный потенциал, тем самым вольно или невольно допускается мысль, что в своем развитии она могла предвосхитить появление потребителя этих ресурсов в лице Человека. Отнюдь. Во-первых, Природа, развиваясь по законам случайностей, накапливала энергетический и биоэнергетический потенциал, не ведая о том, что кто-то и когда-нибудь таким потенциалом воспользуется. Во-вторых, результат деятельности Природы это и есть то, что мы привыкли относить к вещественным проявлениям законов сохранения: вещества, энергии и информации в самой Природе. Человек же, появившийся на одном из витков бесконечных взаимодействий и превращений в Природе, постепенно (не сразу) сумел разобраться в том, какие результаты этих превращений в ней он мог использовать для целей выживания в условиях, какие ему преподносила все та же Природа. При этом как ценность вещественных преобразований Природы, так и свои потребности в них Человек осознавал по мере своего развития и изучения ее самой. Поэтому понятие природного ресурса - понятие развивающееся. Сегодня оно отождествляется с уровнем становления и развития человека как одного из многих видов живых организмов. Но именно только Человеку удалось превратить природный ресурс и саму Природу в экономическую категорию своего процветания. Он приватизировал право на природу. Таким образом, если Природа предложила ему вначале среду для своего существования, то он постепенно превратил Природу в средство своего развития, а точнее в средство для реализации собственных амбиций в ее познании.
Современное же состояние общества характеризуется высочайшими темпами потребления природных ресурсов. Это спровоцировало нарушение баланса в воспроизводстве составляющих компонентов биосферы под влиянием всевозрастающей хозяйственной деятельности человека. Причиной нарушения такого баланса стала высокая (по отношению к Природе, способной воспрепятствовать этому в ту же единицу времени) скорость изменения состояния компонентов природы, в частности окружающей среды. Возникающие проблемы выживания человечества в складывающихся новейших условиях смещаются в плоскость экологизации мировой экономики. Найденная зависимость между темпами экономического роста, темпами воспроизводства природных ресурсов в рамках ассимиляционного потенциала природы дает надежду решить проблему устойчивого развития на уровне регионов , а затем и в мире в целом.
Неравномерность распределения природных ресурсов на Земле вынуждает общество не только интегрироваться в мировую экономику, но и бороться за сферы влияния на мировой рынок ресурсов, включая минеральные, топливно-энергетические ресурсы суши, а также биотические, минеральные и топливно-энергетические ресурсы Мирового океана. Сфера жизненных интересов высокоразвитых в экономическом отношении государств распространяется как на территории, обладающие ресурсным потенциалом, так и на регионы с высоким качеством окружающей среды, где ассимиляционный потенциал ее оказался менее нарушенным. В этом смысле человечество свои экономические интересы давно связало с экономической ценностью самой природы , а ее ассимиляционный потенциал (как самоорганизующаяся сущность одной из составных частей природы) превратился в источник новых доходов - в источник ассимиляционной ренты.
Раздираемое противоречиями мировое сообщество, не раз поделившее мир, вступило в новую эру, когда территориальная экспансия привела к разделу ресурсному. Страны, обладающие природным ресурсным потенциалом, стали объектом экономических и политических интересов развитых в технологическом отношении стран. Последние развивали и продолжают развивать свои технологии ускоренными темпами за счет энергетических и минеральных ресурсов слаборазвитых стран, обрекая их на политическую, технологическую, а значит и экономическую зависимость.
Сегодня международные отношения в сфере экономики природных ресурсов определяются следующими основными тенденциями:
1. Mировая экономика вступила в эпоху глобализации с интеграцией связей по освоению, разработке, торговле природными ресурсами и, в первую очередь, топливно-энергетическими, минеральными (рудными и нерудными), продовольственными. Общность экономических интересов различных стран приводит к созданию различных объединений, союзов по производству, переработке, поставке природных ресурсов. Сама природная рента и ее составляющие - ресурсная и ассимиляционная ренты, являются предметом нового перераспределения и присвоения.
2. Главными факторами глобализации в сырьевом секторе экономики является устойчивый характер спроса, производства и потребления природных ресурсов при территориальной неравномерности их размещения и неравнозначного уровня социально-экономического развития стран.
3. Экономика США на пороге третьего тысячелетия вступила в новую фазу замедления экономического роста, которое выражается снижением общего уровня потребления и темпов производства. Выход из сложившейся ситуации новая администрация США может найти (и уже находит) в активизации военно-промышленного комплекса с реализацией программ ПРО, борьбы с терроризмом, что приведет к возрастанию потребления ресурсов в технологически развитых отраслях производства. Появляется новая политическая напряженность в рамках перераспределения глобальной природной ренты между странами потребителями и поставщиками природных ресурсов. Это видно на примере ведения войны США и Англии в Ираке, которую можно с полным основанием считать технологической войной за обладание природными ресурсами (нефтью) в условиях стремления сверхдержавы к монополярному миру.
С идей развития мондиализма - тенденции управления цивилизацией из единого центра с учетом непрерывно меняющегося взаимодействия с окружающей средой - мир заходит в тупик . В проблеме собственности наблюдается не два пути развития, а больше, не параллельные и не пересекающиеся, а являющиеся продолжением друг друга по мере накопления знаний и опыта освоения окружающей среды и осознания истощимости природных ресурсов.
Осознание того, что мы все живем в одном доме, имя которому биосфера, кажется, наступило. Однако отдельными странами, претендующими на мировое господство или управление цивилизацией с одного центра, продолжается интенсивный поиск путей владения не только природными ресурсами, но утверждается право на среду, и, как следствие, на единую идеологию и мысли о ней .
Инициативу в организации системы глобального управления взяли на себя США вопреки существующей ООН. Идеологию этого управления формируют члены стран “семерки” и примкнувшая к ним “восьмой” член - Россия. Страны “семерки” все больше контролируют потребление мировых ресурсов. Они же определяют направление развития социосистем согласно своему пониманию прогресса как неограниченного возрастания потребностей и стремления к их удовлетворению; демократии - как свободы их удовлетворения; правового государства - как института, обеспечивающего право неограниченной эксплуатации ресурсов и присвоения природной ренты. При этом каждое из этих достижений явно имеет и обратную сторону.
Проблема собственности на природные ресурсы рассматривается уже не как прерогатива внутренней политики государства, а как стратегически важная для государств, монопольно формирующих глобальный центр управления и цели развития всей цивилизации. Именно поэтому настоятельно проталкивается мысль, что природные ресурсы не являются достоянием государства, а достоянием мирового сообщества!
Из этого следует, например, что Россия, обладающая уникальными запасами ресурсов, должна платить этому мировому сообществу своеобразную ренту, налог: обеспечивать ресурсами высокоразвитые страны и тем самым поддерживать их высокий экономический уровень в ущерб своему благополучию. На самом деле это России должны платить ренту те, кто пользуется ее природными ресурсами, а также потребляют ассимиляционный потенциал воспроизводства кислорода атмосферы за счет сохранности 18% мировых запасов леса, где никогда не “гулял” топор лесозаготовителя.
Таким образом, если некоторые страны растратили свои ресурсы на благоденствие или ведения войн, то теперь те, которые сохранили свои ресурсы, должны расплачиваться за недальновидную политику тех, кто их растратил или уничтожил на своей территории для целей неограниченного роста производства и потребления.
Россия могла бы стать центром организации Мирового Парламента - глобального центра управления цивилизацией как альтернативы монополярному миру, тенденции господства которого с ведением новой войны США против Ирака - очевидны.
Развитие ради безграничного производства и потребления - бесперспективно. Крупнейший американский финансист Г. Морган писал, что с развитием цивилизации богатство сделалось неодолимой силой, противостоящей народу. Человеческий ум пребывает в замешательстве перед собственным творением. …Развитие единой конечной цели - богатства - угрожает гибели общества. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование осветят следующую, высшую ступень общества, в которой непрерывно стремятся опыт, разум и наука.
Сорос Дж. Утверждает: “Хотя лично я своим благосостоянием обязан финансовым рынкам, у меня возникают опасения, что неограниченное развитие капитализма…и распространение рыночных ценностей во все сферы жизни представляют угрозу для демократического общества… Главным врагом открытого общества теперь является не коммунизм, а капитализм” . В этом смысле высказывание финансового магната может быть сродни представлению о том, что капитализм есть ничто иное как проявление все той же эволюции, но не на уровне Природы (в животном мире), а на уровне человеческого общества. Это конкуренция в экономической борьбе сильного со слабым и выживание вырвавшегося вперед общества на пепелище истории социума…
По Позднякову А.В. для прогрессивного развития, как самоорганизующейся социоэкономической системы, необходима последовательная и своевременная замена старых, пришедших в противоречие политических идей, производственных отношений, средств производства и технологий, экономически и экологически более совершенными. Равноправие - на равенстве сил. А государство, стремящееся к мировому господству, становится, в конце концов мировым жандармом. Остается уповать на нравственно-этические нормы, чем силен разум, а не животное.
4. В стадии экономического спада находится Япония - важнейший потребитель колоссальных объемов природных ресурсов, в том числе и энергоносителей.
5. Страны ЕС и Западная Европа в целом в рамках сложившихся условий намечающегося падения темпов экономического роста ориентируются на новые рынки, создающиеся на базе развала бывшего СССР. В страны СНГ сбрасывается перепроизводство низкокачественной продукции. Уменьшаются инвестиции в экономику России и Содружества Независимых Государств. Одновременно ведется политика по принципу “разделяй и властвуй” в системе экспортных поставок энергоносителей (в первую очередь нефти и газа, ядерного топлива) на основе поиска экономических и политических противоречий между отдельными его членами. Сфера экономических интересов стран ЕС, Японии и США уже лежит в области пограничных регионов Прикаспия, Кавказа, Центральной Азии. Запад кровно не заинтересован в экономическом развитии России и бывших окраин СССР.
6. Не затухают и даже расширяются конфликты на Ближнем Востоке, в Центральной и Юго-Восточной Азии, что усложняет систему мировых ресурсных экономических связей в этих регионах.
7. Намечается активизация по созданию экономических союзов в Азии, где на арену выступает экономически развивающийся Китай, строящий свои новые внешнеэкономические отношения с СНГ и странами Юго-Восточной Азии и Европы.
8. Разразившийся в конце 1997 и средине 1998 гг финансово-экономический кризис в Юго-Восточной Азии отразился на экономике практически всех стран, что свидетельствует о тесной финансово-экономической интеграции мирового сообщества. Это спровоцировало хаос в политике формирования цен на природные ресурсы и, в первую очередь, отразилось на цене энергоносителей. В то же время ни один из прогнозов в отношении спроса, предложения, цены ресурсов не оказался верным. Мировая экономика природных ресурсов по-прежнему подвержена влиянию различного рода случайностей, зависящих от политической, финансово-экономической ситуаций. Вместе с тем роль технологий в экономике природных ресурсов становится более предсказуемой.
9. В рамках вышеобозначенных тенденций дальнейшее развитие мировой экономики неизбежно станет перед фактом нового роста, спроса на природные ресурсы, и поэтому цены на них будут продолжать расти. Но только на те, которые будут определяться потребностью новых технологий (например, редкие металлы, редкие земли, радиоактивное сырье, редкие минералы с выявленными новыми свойствами, в первую очередь каталитическими и т.д.). Также несомненной окажется возрастающая потребность на энергоресурсы , в первую очередь, на нефть и газ до тех пор, пока темпы их потребления не окажут влияние на увеличение потребления других источников энергии, что спровоцирует рост цен на каменный уголь, атомную энергию.
10. Место и роль экономики природных ресурсов России, интегрированной уже в мировую экономику, будет приобретать все большее значение, поскольку она обладает не только громадным ресурсным, но и ассимиляционным потенциалом, связанным с достаточно мощным влиянием на устойчивое состояние биосферы.
11. Концепция сбалансированного развития в настоящее время представляет собой в большей степени научную концепцию природопользования, чем реальное состояние экономического роста и развития . Темпы потребления природных ресурсов по-прежнему не сбалансированы темпами их воспроизводства и воспроизводства качества окружающей среды. Это нашло отражение в материалах ХХХI сессии геологического конгресса в Рио-де-Жанейро (Бразилия) . Так будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать рынок ресурсов, поскольку желание обладать природной (ресурсной и ассимиляционной) рентой заставляет бизнес любым способом искать механизмы ее присвоения.
12. Страх перед предсказываемой нехваткой природных ресурсов и ухудшения качества окружающей среды стимулирует подавляющее большинство ученых строить крайне пессимистические прогнозы на будущее, которые не могут быть обоснованы в силу того, что базируются как на эмоциональном факторе, так и расчетах, связанных с ускоренными темпами потребления ресурсов и увеличением отходов. Расчеты, основанные на темпах потребления, прироста и производства ресурсов не учитывают законы сохранения Природы. Ассимиляционная функция природы, равно как и ассимиляционный потенциал окружающей среды, являются далеко неизученными, чтобы утверждать в сознании общественности грядущий неминуемый ресурсный и экологический кризисы . И, тем не менее, будущее развитие мировой экономики природопользования непременно будет оставаться за сбалансированным природопользованием , а проблема выживаемости будет решаться в рамках концепции ноосферного развития и адаптивного природопользования. …