Ю. Израэль: «Квоты1 принимались с муками. Я считаю, это не был вопрос защиты климата, это была инициатива определенных кругов, ориентированных на нечистоплотный бизнес…».
Нет однозначности и в том, что наблюдающееся потепление является действительно глобальным, поскольку мы, опять же, не располагаем данными тренда изменения температуры всей поверхности Земли. А вот наблюдение и анализ погодных явлений позволяет сделать вывод о том, что происходит постепенное смещение температуры воздуха. Если зимой средняя температура становится выше обычной, то вёсны становятся холоднее и длиннее обычных. Протяженная прохладная осень, сменяется более короткой теплой зимой. Климатологи, поддерживающие необходимость влиять на климат путем решений Киотского протокола вынуждены признать, что потепление на Земном шаре пока не достигло еще даже двух градусов, и они не могут объяснить природу потепления климата, кроме мифического влияния «парникового эффекта» за счет повышения СО2 в атмосфере Земли за счет выбросов топливно-энергетических систем. Менее радикальные климатологи, в частности, сотрудники Росгидромета и НАСА, считают потепление в 3-5 градусов действительно проблематичным только потому, что в этом случае очень быстро растают полярные шапки, которые никогда не исчезали с поверхности Земли, а смещались относительно существующих ныне полюсов под влиянием других, не климатических процессов.
Тем не менее, 17 января 2006 года после теплых предыдущих зим в средней полосе России снова «ударили крещенские морозы». В ночь с 18 на 19 января температура в некоторых местах европейской части России опустилась до минус 35 градусов по Цельсию, а с 19 на 20 — до минус 37º С. Все это происходило на фоне повышенного атмосферного давления, следствием которого явились ясное небо и солнечная погода. О существовании «парниковый эффекта» природа словно забыла.
Ущербность идеи парникового эффекта разогрева планеты просматривается уже в том, что на высоте в десять километров температура атмосферы составляет уже около – 50ºС, а на высоте 15 – 20 километров уже – 100ºС. Но ведь это не зависит от географических координат места измерения температуры на этих высотах. Таким образом, за пределами тонкого приповерхностного слоя тропосферы (нижней части атмосферы Земли) температура остается неизменной в глобальном масштабе и зависит только от того, на какой высоте эту температуру мы будем измерять. Изменение же температуры в приповерхностном слое Земли зависит в основном от обменных процессов веществом и энергией мирового океана и материков, масса которых значительно превышает массу атмосферы Земли.
Нет однозначности в утверждении устойчивости динамики потепления из-за малого значения градиента изменчивости глобальной температуры, находящейся в рамках погрешности оценки ее измерения. К тому же надо учитывать и тот факт, что около 14 млн. кв. км поверхности Земли покрыто льдами, что, скорее, свидетельствует еще о существовании ледникового периода на Земле, начавшегося 12 тыс. лет назад. Квазипериодические флуктуации климата на Земле в эпоху межледниковья (в которой мы и находимся) представляют собой обычные явления. Такие флуктуации известны вне влияния хозяйственной деятельности человека. Это достаточно надежно устанавливается в донных осадках оз. Байкал2, во льдах Антарктиды и Гренландии3, территория которой тысячу лет назад позволяла заселять и обрабатывать ее викингами.
Единственным и надежно установленным фактом является сокращение полярных шапок Земли. Однако это, скорее всего, может свидетельствовать в пользу постоянства среднеземной температуры. При таянии льда полярных шапок за счет фазового перехода воды из одного состояния (льда) в другое состояние(жидкость) практически вся энергия тратится не на повышение температуры, а на сам фазовый переход. Отсюда, как только устанавливается термодинамическое равновесие в системе лед – жидкость, какой бы высокой температура воды океана не была, в дальнейшем она просто обязана оставаться постоянной до тех пор, пока весь лед в океане не растает. Поток тепловой энергии, связанной с таянием льда, повлияет только на скорость таяния льда, но никак не на температуру океана. То есть, не может быть и речи о повышении температуры в системе океан – атмосфера. Таяние же полярных шапок можно объяснить лишь о том, что некий физический процесс привносит дополнительную энергию, по меньшей мере, в область полюсов Земли. А этими агентами переноса тепла могут выступать как раз теплые океанические течения.
Ссылки
-
Имеется ввиду квоты на выбросы СО2 в атмосферу странами-загрязнителями и квоты на право продажи прав на выбросы СО2 странами, которые будут выбрасывать в атмосферу меньше установленного количества Киотским протоколом. ↩
-
Кузьмин М.И., Солотчина Э.П., Василевский А.Н., Столповская В.Н., Карабанов Е.Б., Гелетий В.Ф. Глинистые минералы донных осадков озера Байкал как индикатор палеоклимата. Геология и геофизика, 2000, т.21, №10, с. 134713-59. ↩
-
Котляков В. М., Лориус К. Климат предпоследней ледниковой эпохи по данным антарктического ледяного керна //Изв. РАН: Серия геогр. 1993. № 4. С.5-19. ↩