Если Бог Плутон разгневается, то не устоять нам на земной тверди… Так говорили наши предки-мыслители, обращая свои взоры на подземную мощь вулканов. Но современные климатологи не придают им значения, как фактора, влияющего на обменные процессы тепломассопереноса с их участием. А жаль…
Значительная часть теплового поля Земли связана с собственной термальной активностью. Примером могут служить аномальные потоки тепла из недр Исландии и Камчатки. На этих участках земной коры возник собственный микроклимат. Но, несмотря на громадную энергию тепловых потоков, идущих из недр Земли, зачастую каждый, из которых превышает энергетический вклад всей хозяйственной деятельности человечества, не влияет на сбалансированный во времени теплообмен в биосфере также, как тепловые аномалии городов не влияют на местный климат.
По некоторым оценкам мощь вулканической активности за один год превышает мощь существующего мирового ядерного арсенала.
Энергия недр еще таит в себе много загадок. По представлениям В.Н. Ларина, разработавшему гидридную модель Земли, в её глубинных горизонтах (они близко подходят в областях зонах рифтогенеза), где земная кора тоньше, находятся скопления металлогидридов. То есть металлов, содержащих в кристаллической решетке огромное количество водорода. Кремниево-магниево-железистые скопления металлогидридов подходят довольно близко к поверхности планеты и могут быть обнаружены на глубинах до 6 км. При условии возможности извлечения из металлогидридов водорода человечество может получить водородное топливо. Правда, таких районов, где близко подходят к поверхности металлогидриды немного. Но учёные уже думают о том, как использовать земные недра в будущем.