Как известно, на пути развития материального мира термодинамика поставила барьер в форме так называемого принципа возрастания энтропии (хаоса) во вселенной или Второго Начала термодинамики. Этот барьер означает, что во времени любые системы должны стремиться к равновесному состоянию, а, стало быть, к уменьшению сложности. И хотя это находится в вопиющем противоречии с наблюдаемой картиной мира, когда мы во времени видим непрерывное усложнение организации мира неживой и живой материи, тем не менее, этот принцип не может быть опровергнут ни каким образом, если мы будем рассматривать замкнутые (закрытые) термодинамические системы. В них не происходит обмен веществом, энергией и информацией. По отношению к таким системам Л. Больцманом математическим выражением Второго Начала термодинамики установлено, что в замкнутом объеме никакими уловками (например, типа «Демона Максвелла»1) невозможно разделить, газ на горячий и холодный в изолированной системе.
Но дело как раз состоит в том, что в Природе не существует замкнутых (закрытых) систем. В ней доминируют открытые системы, способные к обмену веществом, энергией и информацией. Следовательно, в них невозможно достичь условий абсолютного хаоса (энтропии), поскольку любые флуктуации в нём приведут к усложнению открытых систем. И здесь нет никакого нарушения закона возрастания энтропии, поскольку понижение энтропии (упорядочивание) в одной системе, сопровождается повышением энтропии (хаоса) в другой, связанной с первой 2.
В рамках подобных рассуждений можно сделать вывод, что вселенная в условиях непрерывного движения и изменения состояния материи в ней может находиться только в условиях динамического равновесия в рамках непрерывного тиражирования в ней самоорганизованных структур, характеризующихся разной степенью сложности в пространстве-времени. Предвосхитить появление саморганизованных структур во времени и пространстве невозможно в силу непредсказуемости самоорганизации, в которой правят случайные флуктуации. В этом смысле мы можем, казалось бы, говорить о непознаваемости окружающего нас мира. На самом деле мир всякий раз открывается нам новыми гранями ранее недоступного знания о нём, поскольку мы непрерывно познаём его в рамках возникающих проблем – этой формы знания о незнании. Незнание мироустройства на каком-то историческом этапе существования рода человеческого – главный двигатель познания заметить, выделить проблему. А, выделив её, разум непременно стремится решить её, опираясь на накопленный опыт человечества, который базируется на эстафетном принципе передачи информации (накопленного знания) из поколения в поколение.
Мир бесконечен, но самое поразительное заключается в том, что он познаваем, говорил А.Эйнштейн. И в этом заключается не только главная сущность научного знания, опирающегося на созданную им методологию познания, но и ключевая особенность разумной материи во вселенной, возникшая +по случаю+ на волне самоорганизации, а, стало быть, +закономерно+. И, цитируя Луция Аннея Сенеки: «Природа не раскрывает свои тайны раз и навсегда», можно говорить о том, что познание её бесконечно, поскольку «своих тайн» даже Природа не знает, поскольку, изменяясь, не может предвидеть то, что с ней произойдёт завтра.
Природа развивается по законам непрерывного усложнения систем (т.е. неизбежного возникновения систем более высокого уровня), если они обладают свойством воспроизводства себе подобных. Стало быть, наш разум – одна из ступеней формирования разумности во вселенной и самой Природе.
Поговаривают о появлении в будущем не биологического, а электронного разума, который сможет обладать электронными мозгами, а позже электронного общества и цивилизации. Вряд ли самоорганизованная сущность природы пойдет по этому пути. Ибо зачем-то нужно было обладать разуму чувственностью, способностью созерцать, любоваться творением как самой природы, так и своими. Создавать искусство, литературу и нравственность. Видеть и замечать то, что не могла и не может «осознавать» природа.
Знание как элемент приращения представлений об объекте, его состоянии, явлениях, движениях лежит в основе выделенности сознанием объектов, состояний явлений и движений. Стало быть, в методологии научного познания важная роль принадлежит наблюдению, базирующимся на возможности замечать, выделять. Но это возможно только на уровне достигнутой образованности и культуры видеть, созерцать, воспринимать чувственно.
Озарение состоянием замеченной (выделенной сознанием) проблемы это самое главное, что делает обывателя от наблюдателя и исследователя.
Проблема – как форма знания о незнании того, что неожиданно возникло в сознании, побуждает исследователя задавать вопросы. Почему?! И они позволяют ему создавать аксиомы (как формы знания, не требующего доказательства), построить в сознании примерную (гипотетическую) картину происходящего наблюдаемого или ненаблюдаемого, но неожиданно возникшего в сознании. Появляется необходимость создания гипотезы или целой совокупности гипотез для объяснения всех сторон возникшей проблемы.
Гипотеза – как форма знания, которое необходимо совершенствовать, привлекая арсенал наблюдений, экспериментов, моделирования процессов не только для понимания происходящих процессов в выделенной проблеме, но и для того, чтобы добиться возможности создания условия наивысшей степени представлений о сущности проблемы. Для этого уже необходима теория.
Теория – как высшая форма научного знания, способна выделять закономерности состояний, явлений, движений материального мира и социальных особенностей, строить модели, задавать параметры экспериментам для воспроизводства условий, при которых возможно предсказание состояния объекта, его эволюции в пространстве-времени.
Наконец, закон, как форма знания области его действия в строгом соответствии с теорией, представляет собой объективно существующую реальность, необходимую, конкретно повторяющуюся, воспроизводимую сущность. Частные законы имеют свои области действия, интегрированные во всеобщий закон развития и подчиняющиеся ему.
Закон сам по себе – это отображение в сознании происходящего явления на уровне наших представлений о мире. Поскольку наши представления о мире изменчивы вместе с непрерывным изменением его состояния, то мы способны лишь формулировать закон в соответствии с нашим представлением о мире в данный момент времени.
Сколько существует законов?
Множество. Сколько явлений, состояний, движений материальных и социальных объектов способно выделить наше сознание в действительном окружающем мире, столько необходимо вскрыть (сформулировать) законов, которые интегрируются в представление об его устройстве и развитии.
По нашим представлениям всеобщим законом может являться только закон развития, эволюции и непрерывного усложнения самоорганизующихся систем. Его сущность заключается в вечности движения и периодичности преобразования материи. В вечном превращении количества в качество и обратно в рамках законов сохранения движения, массы, вещества, энергии. В невозможности повторимости минувшего качества и количества, непрерывности создаваемой новизны явлений, состояний движений и окружающего пространства-времени (среды).
Однако сколько бы не формулировалось гипотез, теорем, законов, всё многообразие действительной картины миры нельзя вместить в рамки одной теории хотя бы из принципа фальсифицируемости К.Поппера, из смысла Первой теоремы К.Геделя, или, как заметил А.Эйнштейн, «Никаким количеством экспериментов доказать теорию нельзя, но достаточно одного, чтобы ее опровергнуть».
Интегрированная научная картина мира создаётся учёными разных областей знания естественнонаучного и гуманитарного направлений, технологами (технарями).
В основе совершенного учёного, технаря лежит представление о культуре – возделывании всех сторон хозяйственной и социокультурной деятельности человека.
Сылки
-
Его смысл заключался в следующем. Если бы оказалось возможным перегородить закрытый сосуд, в котором содержится газ, и стенки которого находятся под одинаковой температурой, что и газ в нём, а в стенке сделать маленькое отверстие с заслонкой, поставить там наблюдателя, который молекулы с большой скоростью бы пропускал в одну сторону, а с маленькой скоростью в другую, то газ непременно разделился бы на горячий и холодный. ↩
-
“http://Bolonkin.narod.ru”:http://Bolonkin.narod.ru ↩