Взяв на вооружение один из худших вариантов подъема рухнувшей экономики, премьер Гайдар обратил в «шоковую терапию» страну, имеющую неслыханную энерго- и ресурсообеспеченность, развитые, но не обеспеченные финансированием после распада СССР технологии, развитую науку и культуру. Терапии не получилось, а шок остался. Он сумел отнять у людей последние сбережения и старался в одночасье ставшему нищему народу «экономически обосновать», что деньги народу были ни к чему. Приватизация «по Чубайсу» лишила доступ к собственности, природным ресурсам целый народ. Расслоение на богатых и бедных достигло размеров, которые не были известны ни одной мировой экономики. «Шок», в котором прибывало население страны, сократил не только среднюю продолжительность жизни, но и впервые привел к снижению численности народа, прираставшего при прежнем режиме. И никто еще не подсчитал, сколько населения потеряла «независимая от самой себя» Россия за счет сокращения средней продолжительности жизни в течение первых пяти-шести лет ее «демократических» и «демографических» преобразований. Но вот средняя продолжительность жизни геологов оказалась даже ниже средней продолжительности жизни людей, работающих в горячих цехах.
Позднее экономисты «прозападной технологии подъема экономики» для оправдания своей неспособности менее болезненно перейти на рыночную экономику, скажут, что «другого пути не было»… Был! Только они не хотели идти по нему. Потому что, при других обстоятельствах они не смогли бы сотворить миллиардеров от ресурсов.
Скорее не было выхода у новой власти, кроме как, устранить народ от возможности повлиять на сложившуюся ситуацию и не только ввергнуть его в экономический хаос, но и отнять только ему принадлежащие природные ресурсы.
Чтобы не допустить растущих недовольств олигархическая власть пожертвует фигурой, которую временно поставила управлять процессами приватизации экономики. Это был самый «сильный» ход Ельцина, оказавшегося не способным уже управлять страной. Его «покаяние» перед народом выглядело чудовищным фарсом. Вы, мол, простите меня, что так получилось…, что я сделал с вами…
Странная штука эта политика. Запад, сделав лауреатами Нобелевской премии мира людей, которых провозгласил созидателями мира, пожал не уменьшение напряженности в странах, где лауреаты «творили» мир, напротив, обрел новые напряженности в отношениях между народами. Не исключением стала и Россия. Её Нобелевский лауреат стал нарицательной личностью у себя в стране, зато был обласкан Западом, чьи интересы и защищал в развале великой страны, хотя бы и по недомыслию. Он стал изгоем в собственной стране, предавший собственный народ, а тот сделал его имя нарицательным в отечестве своем. А вот самый бескомпромиссный оппонент Горбачева Ельцин оказался еще в худшем положении. Он не был обласкан Западом, и любим в собственном народе. Оба этих человека, оказавшиеся по воле случая первыми в момент выбора путей реформирования России, сотворили историю, которой еще в их бытность не могли гордиться люди, для кого творилась эта история.
Пройдут годы. Придут другие поколения. У кормила власти станут другие люди. Найдутся и такие, которые еще раз перепишут историю. Наведут макияж на лица ушедших в небытие политиков. Но тогда трудно будет жить народу, так и не осознавшему, кого он возносил и кого уничижал.